История гимназии медведниковых. Мы - из Медведниковской! Архитектура как основание удачной образовательной модели

Образовательное учреждение выполнили в востребованном тогда модерне. Его особенностью стали лаконичность и умеренность в декоре, что было достаточно редко для этого стиля той поры.

Главной достопримечательностью фасадной части стали размещенные справа арочное и полуовальное оконные проемы, предназначенные для естественного освещения залов гимназии.

Остальные окна, тоже не маленьких размеров, устроены в классных комнатах и также являются важной составляющей декорирования фасада. Пространство между ними - простенки - облицованы керамической плиткой темно-зеленого оттенка и украшены орнаментальной плиткой светло-зеленого цвета, размещенной в виде горизонтальных полосок.

Окна трех последних этажей имеют одинаковое обрамление, а оконные проемы второго и третьего уровней, к тому же, визуально были объединены общими в исполнении декоративными рамками, что придает простенкам между окнами вид пилястров. Этот элемент удачно дополняют действительные, устроенные под изгибом карнизной части и поддерживающие ее.

В декоре здания Медведниковской гимназии приковывает взгляд ленточный руст, который используется не только на нижнем уровне, но и украшает всю плоскость по правой стороне строения, в которой находятся гигантские по площади окна. Причем, рустовка будто подчеркивает арки устроенных входов и верхнего оконного проема.

Изысканным элементом декоративного убранства фасада являются рокайльные картуши, которые украшают одну из исполненных рустованных пилястр, а также главные окна.

Основной акцент при проектировании здания в Староконюшенном переулке был более направлен на внутреннюю структуру строения, нежели на наружное декоративное убранство.

Архитектор уделил огромное внимание инженерной оснащенности здания и повышенной комфортности, что, несомненно, являлось характерной чертой стиля модерн. Здесь были устроены просторные залы, высокие потолки, широкие коридорные проходы и большой гимнастический зал. Часть гимназических классов выполнили в виде амфитеатров, что было более присуще университетским аудиториям.

Из инженерных коммуникаций стоит обратить внимание на вентиляцию с использованием пылеосадочных камер, которая позволяла обновлять воздух в помещениях трижды в час.

Планировка внутренних помещений гимназии была устроена по принципу разделения пространств начальных и старших классов, которые имели отдельные входы в изолированные друг от друга учебные аудитории и иные помещения.

Еще одной оригинальной идеей здания можно считать размещенный на крыше зал для игр, который укрывал от непогоды застекленный свод.

История создания Медведниковской мужской гимназии

Иван Логгинович Медведников - купец 1-ой гильдии из Иркутска - заработал свое немалое состояние на золотодобыче и перепродаже пушнины. Слыл как щедрый благотворитель не только в родном городе, но и в Москве, куда переехал с семьей в 50-е годы девятнадцатого столетия. Личные средства направлялись им на строительство храмов, учебных заведений и больниц. Кроме этого, Иван Логгинович выплачивал стипендии гимназистам и студентам из необеспеченных семей.

В 1889 году Медведникова не стало. Его супруга - Александра Ксенофонтовна - решает продолжить былую благотворительную деятельность. В конечном итоге, она полностью отписала в завещании свое и мужнино состояние на богоугодные дела. Распоряжаться деньгами был назначен Николай Алексеевич Цветков - ее душеприказчик.

После смерти Александры Медведниковой Цветков посчитал правильным увековечить память о супругах в реализации проекта общеобразовательного учреждения прогрессивного типа. Указ о создании новой гимназии, которая должна была носить имя Ивана Логгиновича и Александры Ксенофонтовны Медведниковых, подписал лично Николай II. Произошло это в 1901 году, 8 июня.

В этом же году состоялась закладка здания Медведниковской гимназии, а школьные классы, до окончания строительства, разместили в доме по улице Поварская, 40 .

В настоящее время в строении по Староконюшенному переулку, 18 находится школа №59, которая, к сожалению, носит имя не Медведниковых, а Николая Васильевича Гоголя.

Каким образом удавалось частным учебным учреждениям в Москве, Петербурге, российской провинции добиваться таких успехов, за чей счет существовали Медведниковская гимназия и реальное училище Мазинга в Москве, Тенишевское училище в Петербурге, громадная Кекинская гимназия в Ростове Великом? Ответ довольно прост – в основе всех этих учреждений лежали здравый расчет и добрая воля благотворителей.

В последние годы мы все чаще слышим о необходимости унификации образовательных программ, создании единой линейки учебников, объединения школ в образовательные комбинаты и упразднения специальных учебных заведений. За последние пять лет многие гимназии, спецшколы и лицеи, действительно, лишились особой поддержки государства, а многие экспериментальные образовательные программы были закрыты. На этом фоне тем более удивительным и интересным представляется тот факт, что одной из важнейших отличительных черт образовательной системы Российской Империи даже в самые неблагоприятные для нее 1880-90-е гг., когда в государственной образовательной политике преобладал реакционный дух, вполне выраженный знаменитым «Циркуляром о кухаркиных детях», было ее разнообразие. В конце XIX века на первый план выходят частные учебные учреждения

Забытые традиции

В Империи существовало множество частных и казенных учебных учреждений, программы которых (хотя и имели некоторый общий стержень), позволяли радикально пересматривать и порядок учебного процесса, и систему изложения курсов. Конечно же, основным источником новейших идей в сфере образования становились именно частные гимназии и училища, которые «при царизме», в отличие от современных, в большинстве случаев не были сословно или классово замкнутыми, а, напротив того, имели репутацию демократических заведений, чьи по тем временам очень либеральные программы курсов составляли лучшие университетские профессора. Кстати, многие представители университетской профессуры преподавали в гимназиях и училищах, и не видели в этом ничего зазорного, чего не скажешь о современных наших школах даже самого высокого уровня. Каким же образом удавалось частным учебным учреждениям в Москве, Петербурге, российской провинции добиваться таких успехов, за чей счет существовали Медведниковская гимназия и реальное училище Мазинга в Москве, Тенишевское училище в Петербурге, громадная Кекинская гимназия в Ростове Великом? Ответ довольно прост – в основе всех этих учреждений лежит здравый расчет и добрая воля благотворителей.

Хорошим примером для понимания того, как было устроено частное образование в Российской империи в начале XX века, может стать знаменитая Медведниковская гимназия. Она располагалась по двум адресам. В начале (с 1901 по 1904 гг.) в особняке князя А. Б. Голицына на Поварской улице (д. 40), построенном в 1880-х гг. по проекту архитектора А. Э. Эрихсона (по его же проектам построены издательство сытинского «Русского слова» на Тверской, аптека Феррейна на Никольской, музей Щукина на М. Грузинской). А позже (с 1904 и по сей день) располагалась в Староконюшенном переулке (д. 18)., в здании, специально для гимназии построенном по проекту архитектора И.С. Кузнецова (который проектировал так же «Деловой двор» на Славянской площади и Саввино-Сторожевское подворье во дворе дома № 6 по Тверской улице).

Фото liveinmsk.ru

Архитектура как основание удачной образовательной модели

История создания гимназии вполне типична для начала XX века: вдова купца Ивана Логиновича Медведникова – Александра Ксенофонтовна, много занимавшаяся благотворительностью, по своему завещанию оставила 2 миллиона рублей «на нужды благотворительности и просвещения», назначив своим душеприказчиком знаменитого Н.А. Цветкова. После смерти Александры Ксенофонтовны (1899 г.), коллежский асессор Николай Алексеевич Цветков распорядился часть завещанных денег выделить для создания частной гимназии имени Ивана и Александры Медведниковых и строительства в Староконюшенном переулке, недалеко от церкви Иоанна Предтечи (прихожанкой которой была Александра Ксенофонтовна) специального здания для гимназии.

Архитектором был приглашен Иван Сергеевич Кузнецов, который и раньше много строил для семьи Медведниковых. Он совместно с преподавателями разрабатывал проект школы нового типа, предполагавшей обустроить пространство не только для обучения, но и для различных внеурочных и внеклассных занятий. Одним из важных новаторских элементов стало создание огромного зала под стеклянной крышей для подвижных игр во время плохой погоды, а также планомерное разделение помещений между младшими и старшими классами, которые имели не только особый вход в здание, но также и собственные рекреации и площадки для игр. Здание также было оборудовано всеми новейшими достижениями техники: лифт, телефон, электричество, водопровод, душевые кабины, автономная система отопления, система вентиляции и кондиционирования.


Парадный зал гимназии в Староконюшенном переулке.

И.С. Кузнецов, как и положено архитектору эпохи модерна, разрабатывал не только план здания и решение фасада, но также и все мельчайшие детали – расстекловку окон, форму и размер дверных ручек, тяжесть входных дверей, парты, стулья и кафедры для преподавателей в кабинетах. Им были созданы даже наброски для особенных авторских физических приборов (например, колесо машины Вирмшурста в его исполнении не только обладало необычной формы спицами, но и было снабжено чугунной ручкой в форме молнии!). Такая детальная проработка, а также создание подробной инструкции по правильной эксплуатации здания, были внове для московской публики, но именно они позволили быстро наладить образовательный процесс, не занимая головы почтенных профессоров простыми бытовыми проблемами.

Из оставшихся после строительства и отделки помещений средств по распоряжению Цветкова был образован фонд поддержки гимназии, наподобие современных эндаументов: гимназия существовала не за счет расходования вложенной в фонд суммы, но за счет процентов с нее. Это позволило учредить специальные стипендии для беднейших учеников, которые могли учиться в гимназии бесплатно. Число таких стипендиатов изначально равнялось 30, но позже стали появляться и другие «именные» стипендии. Прочие ученики платили 300 рублей в год, однако эти деньги не были основным доходом учебного зеведения – как и многие другие негосударственные учебные учреждения Медведниковская гимназия существовала за счет пожертвований меценатов, дополнительных вкладов попечителей и все более разраставшегося со временем фонда. Именно на попечителей гимназии ложилась задача поиска все новых средств для развития школы и материального поощрения ее сотрудников. Кажется, что в условиях постоянно сокращающегося государственного финансирования именно такая задача ложится на плечи и современных попечителей российских школ.

Именно эта финансовая и даже — в известном смысле — политическая независимость позволяла Медведниковской гимназии развивать свою собственную модель образования, в основу которой (вопреки принципу, распространенному среди казенных гимназий), были положены не только древние языки, но и изучение современных европейских языков, современной литературы, технических и естественнонаучных предметов. Также в школе появилось множество факультативов и дополнительных предметов, что при наличии собственной столовой с горячими (по тем временам это было очень важное, даже радикальное нововведение!) завтраками и обедами, давало ученикам школы возможность находиться там большую часть дня. Конечно, внесение таких изменений требовало высочайшего согласия, но после его получения школа оказывалась практически независимой.

Демократические принципы работы школы

В гимназии работали многие известные ученые, профессора университетов, такие, как Н.М. Кулагин, С.П. Моравский, Б.А. Фохт, М.К. Любавский (последний преподавал в гимназии историю, будучи уже ректором Московского университета!). Директором школы с 1901 по 1912 годы был известный историк и педагог В.П. Недачин, который и разрабатывал основные принципы работы школы. Некоторые из них до сих пор производят особенное впечатление. Например, в основу внутришкольных взаимоотношений ставилась идея дебюрократизации, «замена формального, чисто чиновничьего отношения к делу воспитания и обучения детей отношением истинно педагогическим, т.е. разумным, сердечным, основанным на близком общении учащих с учащимися и на взаимной их любви и доверии», индивидуальная работа с каждым учеником, устранение узкой предметной специализации, создание настоящей средней «общеобразовательной» школы.

К сожалению, несмотря на заступничество попечителей и преподавателей, в 1912 году Недачин был снят со своей должности, а спустя несколько лет он эмигрировал, и стал основателем Русской гимназии в Париже, в программе которой во многом были реализованы педагогические наработки Медведниковской гимназии. Вообще программа гимназии стала основой для многих новых учебных учреждений – среди них, помимо упомянутой Русской гимназии в Париже, женская гимназия Хвостовой в Кривоарбатском переулке и Кекинская гимназия (позже — училище) в Ростове Великом.

После Октябрьской революции 1917 года фонд и попечительский совет гимназии перестали существовать, а сама гимназия была национализирована и перепрофилирована. После ряда переименований и экспериментов с программой, гимназия Медведниковых получила номер «59», а позже посвящение Н.В. Гоголю.Так она называется и сейчас.

Медведниковская гимназия (официальное название «9-я классическая гимназия имени Ивана и Александры Медведниковых») — среднее учебное заведение для мальчиков Российской империи, расположенное в Москве.


Название гимназии связано с иркутским купцом И. Л. Медведниковым, который активно занимался благотворительностью в Иркутске и в Москве, куда он переехал в 1850-е годы после непродолжительного пребывания в Петербурге. После его смерти в 1889 году вдова Александра Ксенофонтовна Медведникова продолжила благотворительность и, после выделения в завещании немалых сумм на конкретные цели (в том числе миллиона рублей на больницу для неизлечимо больных завещала остальной капитал (несколько миллионов рублей) на благотворительные цели «по усмотрению» душеприказчика, коллежского советника Николая Алексеевича Цветкова.



Цветков решил, что «лучшим способом увековечить её память будет дать русскому обществу такую школу, где бы серьёзность учения соответствовала возрасту, развитию и силам учащихся». Он обратился с заявлением о намерении принести крупный дар И. и А. Медведниковых (450 тыс. руб.) Министерству народного просвещения на учреждение в Москве средней общеобразовательной школы (гимназии) нового типа. По высочайшему повелению Николая II, гимназия имени Ивана и Александры Медведниковых была учреждена 8 июня 1901 года. Открылась гимназия 2 октября 1901 года. Тогда же, в сентябре 1901 года, было заложено здание гимназии по адресу Староконюшенный переулок, дом 18 (по другим источникам, закладка произошла 12 мая 1902 года). Новое здание строилось по проекту художника-архитектора И. С. Кузнецова и было закончено в январе 1904 года. До этого занятия происходили в помещении на Поварской улице, 40.



Проект И. С. Кузнецова включал обширные залы и коридоры, высокие потолки, эффективную вентиляцию с пылеосадочными камерами, способную трижды обновить воздух в классах в течение каждого часа, большой гимнастический зал (построенный на деньги промышленника Н. А. Второва, земляка Медведниковых).

Строительство обошлось в 300 тысяч рублей. Оборудование гимназии также проводилось по последнему слову техники: шинели гимназистов просушивались и подогревались в раздевалке; для гимназии была заказана специально сконструированная школьная мебель, оборудованы мастерские. Общие затраты составили 1 миллион рублей.
.

Гимназия поначалу существовала при поддержке московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.

Н. А. Цветков и первый директор гимназии В. П. Недачин создали новый тип гимназического образования в России, рассчитывая, что по образцу Медведниковской гимназии будет перестроена вся школьная система. Количество часов на изучение древних языков было сокращено, зато обязательным стало изучение новых: французского, немецкого, английского, расширилось преподавание мироведения, естественной истории, физической географии, анатомии и гигиены. В штат гимназии вошли преподаватель гимнастики, педиатр и дантист. Всем ученикам предлагались горячие завтраки. Родители учеников участвовали в работе педагогического совета.

Плата за обучение составляла 300 рублей в год, но некоторые ученики были от неё освобождены. Одним из главных условий, поставленных Н. А. Цветковым, было бесплатное обучение беднейших детей в память покойных благотворителей Медведниковых. По высочайше утверждённому положению об учреждении гимназии было установлено 30 стипендий имени Медведниковых. С течением времени при гимназии были учреждены ещё четыре именные стипендии. При этом гимназия, как и все другие казённые учебные заведения, освобождала от платы за учение всех детей преподавателей средних учебных заведений, а также 10 % «достойных из беднейших учеников». Общее число всех освобождённых от платы за учение доходило до 120 человек, что составляло около 30 % от общего числа учащихся. Кроме того, гимназия назначала из своих специальных средств пособия ученикам до тысячи рублей в год и освобождала от платы за завтраки 40 человек.

Гимназия Медведниковых перестала существовать весной 1918 года; её бывший директор В. П. Недачин вскоре эмигрировал и создал в 1920-х годах русскую гимназию в Париже (Недачин собрал в ней лучших своих педагогов, привлёк бывшую профессуру Московского университета и возродил в новых сложных условиях славные традиции Медведниковской гимназии. Не удивительно, что именно эта гимназия просуществовала дольше всех учебных заведений эмиграции).
.

Было введено совместное обучение: часть учеников перевели в бывшую женскую гимназию Ломоносовой, а часть учениц оттуда перевели в Медведниковскую гимназию

С 2013 года школа перестала существовать как отдельная организация и вошла в состав образовательного комплекса «Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия 1529 им. А. С. Грибоедова» вначале как «Структурное подразделение № 4 им. Н. В. Гоголя», а с 2016 года как «Здание № 4».

По состоянию на середину 2018 года здание гимназии пустует в ожидании капитального ремонта.

Известные ученики

Гимназию (до революции) закончили — Ю. А. Завадский, Г. П. Гольц, С. И. Фудель, Е. В. Милановский, А. А. Сидоров, Иммануил Великовский, К. И. Шапиро.
.

Среди учеников школы (после революции) — академики С. С. Аверинцев, В. И. Арнольд, А. М. Ильин, В. П. Маслов, Ю. А. Рыжов (два последних учились в одном классе), В. П. Мясников, лауреат Ленинской премии Ю. Л. Якимов, Президент Института Русского языка им. А. С. Пушкина В. Г. Костомаров, политик и писатель В. К. Буковский, биофизик А. М. Жаботинский, основатель компании «Вымпел-Коммуникации» («Билайн») Д. Б. Зимин, фотожурналист Борис Кауфман, философ и культуролог Г. С. Померанц, протоиерей Александр Салтыков, заслуженный тренер СССР Леонид Лейтман, гроссмейстер Юрий Авербах, актёр В. С. Шалевич.
.
В школе учились также археолог Н. Я. Мерперт, актёр Р. Я. Плятт, писатель-фантаст Кир Булычёв, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьёв, писатель М. П. Шишкин и др.


Архитектура

Главной темой фасада являются огромные окна, отделенные друг от друга по вертикали полосами темно-зеленой глянцевой керамической плитки, визуально объединенными между собой едва заметными тремя поясами орнаментальной плитки такого же цвета. В правой части постройки расположены два гигантских арочных окна, украшенные декоративными картушами. Они свидетельствуют о внутренней структуре сооружения — за ними расположены залы.
.


Образовательное учреждение выполнили в востребованном тогда модерне. Его особенностью стали лаконичность и умеренность в декоре, что было достаточно редко для этого стиля той поры.

Главной достопримечательностью фасадной части стали размещенные справа арочное и полуовальное оконные проемы, предназначенные для естественного освещения залов гимназии.

Остальные окна, тоже не маленьких размеров, устроены в классных комнатах и также являются важной составляющей декорирования фасада. Пространство между ними - простенки - облицованы керамической плиткой темно-зеленого оттенка и украшены орнаментальной плиткой светло-зеленого цвета, размещенной в виде горизонтальных полосок.

Окна трех последних этажей имеют одинаковое обрамление, а оконные проемы второго и третьего уровней, к тому же, визуально были объединены общими в исполнении декоративными рамками, что придает простенкам между окнами вид пилястров. Этот элемент удачно дополняют действительные, устроенные под изгибом карнизной части и поддерживающие ее.

В декоре здания Медведниковской гимназии приковывает взгляд ленточный руст, который используется не только на нижнем уровне, но и украшает всю плоскость по правой стороне строения, в которой находятся гигантские по площади окна. Причем, рустовка будто подчеркивает арки устроенных входов и верхнего оконного проема.

Изысканным элементом декоративного убранства фасада являются рокайльные картуши, которые украшают одну из исполненных рустованных пилястр, а также главные окна.

Основной акцент при проектировании здания в Староконюшенном переулке был более направлен на внутреннюю структуру строения, нежели на наружное декоративное убранство.

Архитектор уделил огромное внимание инженерной оснащенности здания и повышенной комфортности, что, несомненно, являлось характерной чертой стиля модерн. Здесь были устроены просторные залы, высокие потолки, широкие коридорные проходы и большой гимнастический зал. Часть гимназических классов выполнили в виде амфитеатров, что было более присуще университетским аудиториям.

Из инженерных коммуникаций стоит обратить внимание на вентиляцию с использованием пылеосадочных камер, которая позволяла обновлять воздух в помещениях трижды в час.

Планировка внутренних помещений гимназии была устроена по принципу разделения пространств начальных и старших классов, которые имели отдельные входы в изолированные друг от друга учебные аудитории и иные помещения.

Еще одной оригинальной идеей здания можно считать размещенный на крыше зал для игр, который укрывал от непогоды застекленный свод.

История создания Медведниковской мужской гимназии

Иван Логгинович Медведников - купец 1-ой гильдии из Иркутска - заработал свое немалое состояние на золотодобыче и перепродаже пушнины. Слыл как щедрый благотворитель не только в родном городе, но и в Москве, куда переехал с семьей в 50-е годы девятнадцатого столетия. Личные средства направлялись им на строительство храмов, учебных заведений и больниц. Кроме этого, Иван Логгинович выплачивал стипендии гимназистам и студентам из необеспеченных семей.

В 1889 году Медведникова не стало. Его супруга - Александра Ксенофонтовна - решает продолжить былую благотворительную деятельность. В конечном итоге, она полностью отписала в завещании свое и мужнино состояние на богоугодные дела. Распоряжаться деньгами был назначен Николай Алексеевич Цветков - ее душеприказчик.