Рассказ о хлебе. Глинская м хлеб Материалы и оборудование

· Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;

· На основе расширения знаний об окружающем мире, воспитать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам), бережное отношение к хлебу, вызвать интерес к коллективному труду; разъяснить, что хлеб-это итог большой работы многих людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 34

«Дюймовочка»

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ

«ХЛЕБ-ВСЕМУ ГОЛОВА»

(для детей ст. и подг. групп)

(в рамках программы « ГАРМОНИЯ В МИРЕ»).

Подготовила воспитатель

Ибракова М.Х.

ТЕМА: «ХЛЕБ-ВСЕМУ ГОЛОВА»

1.Программное содержание:

  • Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, о процессе выращивания и

изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;

  • Подвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разумного вмешательства человека;
  • Показать нужность и значимость сельскохозяйственной техники;
  • Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;
  • На основе расширения знаний об окружающем мире, воспитать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам), бережное отношение к хлебу, вызвать интерес к коллективному труду; разъяснить, что хлеб-это итог большой работы многих людей.
  • Обогащать и активизировать словарь.
  • Развивать монологическую и диалогическую речь.

11.Предварительная работа:

  • Загадывание загадок о хлебе, об урожае;
  • Пословицы и поговорки о труде и лени, о хлебе;
  • Эксперимент-проращивание зерен пшеницы в уголке природы;
  • Пение песен о хлебе на муз.занятиях; заучивание закличек;
  • Рисование (колоски, хлебное поле);
  • Чтение. М.Глинская «Хлеб», М.Пришвин «Лисичкин хлеб»;
  • Экскурсия в хлебный магазин, беседа;
  • Д\игры, словесные игры, психогимнастика, пальчиковая гимнастика.

111.Работа со словарем:

  • Хлеборобы, хлебопеки, хлеборезка, хлебница, хлебозавод, хлебобулочные изделия,

трактора,сеялки, комбайны, мельница, удобрения;

баранки, бублики, крендели, булочки;

снегозадержпние, пахотные поля, однокоренные слова, пекарь, кондитер.

1У.Методические приемы:

  • Музыка;
  • Загадывание загадок;
  • Стихотворения о хлебе;
  • Обсуждение ранее прочитанного рассказа «Хлеб»;
  • Игра с мячом (образование родственных слов);
  • Беседа «Откуда хлеб пришел»;
  • Физкультминутка «Колос растет»;
  • Д\игра «Подбери картинки»;
  • Чтение стихотворения В.Нестеренко «О чем мечтают зерна»;
  • Чтение заклички «Дождик»;
  • Психогимнастика;
  • Экскурсия в булочную;
  • Игра «Мельница»;
  • Обобщающее слово воспитателя.

У.Наглядность и оборудование:

  • Иллюстрации;
  • Репродукции с картин;
  • Картина «Хлебное поле»;
  • Разрезные картинки;
  • Диск с записью шума дождя;
  • Диск с записью песни «Оличные пшеничные»;
  • Мяч для игры;
  • Семена пшеницы (ржи), колосья;
  • Хлебобулочные изделия, миска с мукой;
  • Инструменты доктора, кухонная утварь кондитера (пекаря).

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1 ЧАСТЬ.

Дети заходят в группу под песню «Отличные пшеничные», здороваются с гостями,

садятся.

Воспитатель: Ребята, если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, о чем сегодня будем говорить.

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий,пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет».

Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это-хлеб?

(мягкий, пышный, душистый, черный, белый). Верно, молодцы! Мы уже много говорили о хлебе, сегодня мы еще раз вспомним, откуда берется хлеб на столе.

Ребята, кто знает стихи о хлебе?

Дети читают стихи о хлебе: «Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют».

«Сеют в поле зерна раннею весною,

А над ними светит солнышко родное.

На ветру веселом зашумят колосья,

Будет урожайной золотая осень».

Стихи вы хорошо читали, молодцы! А теперь давайте вспомним рассказ о хлебе, который мы недавно читали. Кто написал этот рассказ? Назовите автора.

Вопросы для беседы:

  • Какой хлеб дала мама Грише?
  • Как поступил мальчик, когда его позвали играть?
  • Почему он так поступил?
  • Правильно ли поступил Гриша? Почему?
  • Как Гриша исправил свою ошибку?
  • А как бы поступили вы?
  • Ребята, как нужно обращаться с хлебом?

(Бережно! Не крошить хлеб за столом, никогда не выбрасывать, брать столько хлеба, сколько сможешь съесть).

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Игра не простая, словесная. Мы с вами будем подбирать родственные слова к слову «хлеб» (иногда их называют однокоренные слова).

Игра с мячом (в кругу). Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, ребенок отвечает и возвращает мяч обратно:

  • Назовите хлеб ласково.(хлебушек).
  • Крошки хлеба какие? (хлебные).
  • Квас из хлеба как называется? (хлебный).
  • Как называется прибор для резки хлеба? (хлеборезка).
  • Посуда для хлеба? (хлебница).
  • Кто выращивает хлеб? (хлебороб).
  • Кто печет хлеб? (хлебопек).
  • Назовите завод, где пекут хлеб? (хлебозавод).
  • Как называются изделия из теста? (хлебобулочные изделия).

11 ЧАСТЬ.

Беседа «Откуда хлеб пришел?»

Воспитатель: Ребята, почему говорят «Хлеб-всему голова»? (рассуждения детей).

Хлеб-главный продукт. Человек может обойтись без многого, а без хлеба-нет.

Хлеб никогда не надоедает.

Какие пословицы о хлебе вы знаете?

«Нет хлеба-нет обеда»; «Хлеб-батюшка, водица-матушка»;

«Каков у хлеба, таков у дома» и другие.

Молодцы, ребята!

Наша страна большая, и живет в ней много людей; хлеба нужно много.

Как его выращивают? Кого все люди благодарят за хлеб, выращенный тяжелым трудом?

Вот об этом мы сегодня поговорим.

Мы отправляемся в путешествие. Вот мы на поле. Что мы видим на иллюстрации?

Еще зимой начинается подготовка пахотной земли к будущему урожаю.

Какие работы земледельцы проводят зимой? Подберите картинки.

Для чего хлеборобы проводят снегозадержание на полях?

(Весной снег растает и напоит землю водой. Во влажной земле зерно будет хорошо расти).

Ну-ка, ребята, вспомните закличку, с которой люди обращаются к снегу, чтобы он валил гуще? (один из детей читает закличку).

Падай, падай, белый снег!

Хватит,хватит всем на всех.

Падай,падай на село,

На гусиное крыло!

Поле белым укрывай-

Будет летом урожай!

Наступила весна.Снег сошел, и на поле «выходит силач, добывать калач».

Какие машины выходят на поля? (трактор пашет землю).

Для чего он это делает? (чтобы земля была мягкая, пушистая, чтобы зернам было уютно,

и они не остались на поверхности).

Землю вспахали, а потом что делают в поле?

Оказывается, ребята, землю надо удобрить-внести удобрения. Удобрения вносят самолеты (распыляют по полю).

После этого только начинается сев. Хлебборобы работают день и ночь, сменяя друг друга,

потому что «весенний день год кормит».

Какими семенами засевают поле? (пшеничными, ржаными).

Послушайте стихотворение В.Нестеренко «О чем мечтают зерна?».

О чем мечтают зерна

Пушистые в земле?

О дождях проворных

О солнце и тепле.

А теперь проведем гимнастику:

Я-волшебница, превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (дети присаживаются). Нежное солнышко пригревало землю, дождик поливал.

Зернышки росли, росли и стали колосками (дети медленно поднимают руки).

Колоски тянутся к солнышку. Но солнышко нас сильно припекло, и колоски завяли (расслабьтесь, уроните головы, опустите руки, плечи, туловище).

Но на вас полил дождь (включается шум воды), ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнулись друг другу).

111ЧАСТЬ.

Рассматривание пшеничных колосьев. Какие они? (пузатые, колючие, много зерен).

Мы с вами сейчас поиграем в игру «Мельница».

Играющие встают в круг; каждый участник, не сходя с места, кружится вокруг себя, при

этом все говорят: Мели, мели, мельница!

Жерновочки вертятся!

Мели, мели, засыпай,

И в мешочки набивай!

На последнем слове необходимо остановиться и стоять, не шевелясь. Тот, кто не сумеет остановиться вовремя, выбывают из игры.

Воспитатель: жернова хорошо поработали, много муки намололи (выставляется миска с мукой).

Ребята, мука-какая она?

Дети называют эпитеты (белая, пушистая, рассыпчатая).

Куда везут муку (рассматривают иллюстрацию)?

(на хлебозавод, хлебокомбинат).

Какие хлебобулочные изделия выпекают на хлебозаводе, хлебокомбинате? –ответы детей.

Где мы можем купить эти вкусные изделия?-в хлебном магазине, булочной.

Рассматривание хлебобулочных изделий, принесенных детьми.

(назвать их, рассказать, из чего, кроме муки, пекут изделия, что добавляют)?

Как называется профессия людей, которые готовят торты, пирожные?

Игра «Что нужно кондитеру, а что –доктору»

Итак,мы сегодня прошли долгий путь хлебного зернышка.

Много людей работают, чтобы зерно стало хлебом и душистые булочки попали к нам на стол. Мы помним о нелегком труде трактористов, комбайнеров, шоферов, мукомолов, пекарей и всем им говорим «СПАСИБО!»

Дети хором говорят:

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Нужно не только благодарить за хлеб. Нужно бережно относиться к нему. Хлеб-богатство нашей Родины.

В конце занятия дети угощаются своими гостинцами.


Конспект занятия по развитию речи

На тему: «Хлеб-наше богатство»

Воспитатель: Сабитова А.Ш.

Програмное содержание:

Образовательные задачи:

1. Обучение детей связному, последовательному пересказыванию рассказа М. Глинской «Хлеб».

Развивающие задачи:

1. Развитие умения детей грамматически правильно строить своё высказывание.

2. Развитие умения детей отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.

3. Продолжение обучению детей подбирать прилагательные к существительному.

4. Активизация и расширение словаря по теме «Хлеб».

Воспитательные задачи:

1. Воспитание у детей уважения к хлебу и к труду людей его выращивающих.

Ход занятия

В:Ребята,послушайте загадку:

“ Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто.

В магазине занял место.

(Хлеб).

Беседа о хлебе.

Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? (О хлебе).

Ребята, какие бывают виды хлеба? (белый, чёрный).

Из какой муки пекут белый хлеб? (из пшеничной). Значит, как мы можем назвать такой хлеб? (пшеничный хлеб).

Из какой муки пекут чёрный хлеб? (из ржаной). Значит, какой это хлеб? (ржаной хлеб).

Если понюхать ржаной и пшеничный хлеб, они пахнут по - разному. Какой на запах белый хлеб (сладкий, а чёрный (с кислинкой).

Откуда берется хлеб, который каждый день мы покупаем в магазине?

Хлеб получается из зернышек. Из какого зерна делают пшеничный хлеб? (из пшеницы). А из чего получается черный хлеб? (из ржи).

Рассмотрите с ребенком на картинке колосок ржи и пшеницы и сравните их. Чем они похожи? (У этих растений есть стебель, усики, зернышки, они зерновые) А чем они отличаются? (Зерна ржи длинные, а пшеницы – круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи.)

3. Игра с мячом.

Задаю вопрос – кидаю мяч, вы ловите и отвечаете.

Какие зерновые культуры вы знаете? (Рис, овёс, гречка…)

Из пшеницы пекут хлеб, значит хлеб какой? (Пшеничный).

Из ржи пекут лепёшки, значит лепёшка какая? (Ржаная).

Из кукурузы делают масло, какое? (Кукурузное).

Из ячменя варят кашу, какую? (Ячменную).

Из кукурузы делают хлопья, какие? (Кукурузные).

Каша из гречки, какая? (Гречневая).

Хлопья из овсянки, какие? (Овсяные).

Пудинг из риса, какой? (Рисовый).

Каша из риса? (Рисовая).

В: Ребята а где у нас растут рожь,пшеница и другие зерновые культуры?

Физкультминутка «Колоски».

По весне поле вспахали

Зерном поле засевали

Солнце припекает,

Землю согревает

Высоко поднялись колоски

К солнышку тянутся они..

Ветер налетает,

Колоски качает.

Вправо пригнулись,

Влево качнулись.

А как дождичек идёт,

Рожь водицу пьёт и пьёт.

Вот какая нива!

До чего ж, красива!

Ребята, слышите, кто-то шумит? Кто же это? Да это же гномик со своим волшебным сундуком. Здравствуй,гномик. Можно мы с ребятами посмотрим, что лежит у тебя в сундучке? (достаёт кусочек хлеба). Ничего не понимаю, это же хлеб. Гномик, зачем ты принёс нам хлеб? Он нашёл его на улице, представляете, кто-то выбросил этот хлеб. Разве так можно поступать? У гномика в сундуке есть про это рассказ, и он хочет, чтобы я вам его прочитала. Сядьте, пожалуйста, правильно: спинки прямые, ножки рядышком.

Я прочитаю вам рассказ Марии Глинской «Хлеб». В тексте вам встретится незнакомое слово – телега. Может из вас кто-нибудь знает, что оно обозначает? Телега – это средство передвижения, которое везла лошадь. На телегу накладывали груз и лошадь его перевозила.

Воспитатель читает текст рассказа.

Беседа о прочитанном. Одновременно воспитатель выкладывает на мольберт картинки – схемы.

О чём этот рассказ? (Этот рассказ о хлебе, о том, как не надо с ним поступать).

Что дала мама Грише на улицу? (Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу). Картинка №1.

Какими словами описывается хлеб в рассказе? (Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой).

Что сделал Гриша с оставшимся хлебом? (Гриша подумал и бросил хлеб на землю). Картинка №2.

Что спросил дядя Матвей у ребят? (Кто хлеб бросил).

Что ответил Гриша? (Я уже сыт, а хлеб оставался, У нас хлеба много не жалко).

Почему Гриша заплакал? Картинка №3.

Почему дядя Гриша сказал, что хлеб любить и беречь надо? (Потому что - это работа всей деревни. Для того, чтобы хлеб попал к нам на стол, трудится много народа).

Что предложила Нюра Грише? (Нюра предложила отдать хлеб жеребёнку Лыске). Картинка №4.

Что бы вы сделали, если б у вас остался хлеб? (покормили птичек, можно посушить сухарики и подавать к супу).

Сейчас я прочитаю вам рассказ ещё один раз. Вы слушайте внимательно, потом вы будете его пересказывать. Воспитатель повторно читает рассказ.

Дидактическая игра «Вставь вместо паузы слово хлеб».

Мама купила пшеничный (хлеб).

Дети едят суп с (хлебом).

Ваня пошёл в магазин за (хлебом).

Я не люблю есть суп без (хлеба).

Я знаю пословицы о (хлебе)

Очень много пословиц и поговорок есть о хлебе.

«Хлеб- батюшка, водица- матушка», «Будет хлеб, будет и песня»,

«Хлеб всему голова».

Педагог дополняет ответы детей.

Хлеб в доме является символом благополучия и богатства, так как хлеб не раз спасал от голода целые народы. Этот продукт наделяли и некой мистической силой: считалось, что если взять хлеб в дорогу, он не только всегда насытит, но и будет оберегать в пути. Какие бы блюда не входили в моду, какие бы продукты не становились популярны, хлеб всегда ставят во главу стола. Издревле хлеб считался той святыней, которую нужно было почитать и хранить в любой ситуации, и сколько бы не прошло веков, хлеб всегда останется символом самой жизни.

В:А сейчас давайте разучим скороговорку.

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испек спозаранку.

Ребята, нам с Кузей понравилось, как вы работали на занятии. Давайте вспомним, чем же мы занимались?

Как надо обращаться с хлебом? (бережно, не бросать его).

Помните, что труд людей, которые производят хлеб (от поля и до магазина) надо уважать и хлеб беречь.


Цель:

— продолжать формировать у детей представления о процессе выращивания урожая;

— закрепить количественный и порядковый счет в пределах 10;

— закрепить умение детей сравнивать числа и пользоваться знаками =, <, >;

— продолжать учить грамотно строить фразы, говоря о поступках героев.

— активизировать в речи слова «сеялка», «комбайн», «хлебороб», «хлебопек», «хлеборезка».

— закреплять названия разных хлебобулочных изделий.

Интеграция образовательных областей:

— «Коммуникация»:

Формировать умение вести простой диалог с взрослым и сверстниками.

Воспитывать культуру речевого общения.

Закрепить умение употреблять в речи имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

Пополнять и активизировать словарь детей, уточняя их ответы, подсказывая слова, более точно отражающие особенность предметов.

Обогащать словарь детей: тракторист, комбайнер, сеяльщик, пекарь.

Совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы.

— «Познание»:

Продолжать знакомить детей с деятельностью человека в сельском хозяйстве о процессе выращивания хлеба.

Формировать представления о технике, облегчающей труд людей.

Воспитывать уважение к труду взрослых

Развивать воображение, память, мышление.

— «Чтение художественной литературы»:

Активизировать чувство восприятия художественного слова, способствовать образному восприятию.

Пополнять литературный багаж загадками.

Воспитывать интерес к художественному слову.

— « Физическая культура»:

Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, координацию речи с движениями, мелкую моторику пальцев рук.

— «Социализация»:

Развивать сообразительность, творческое воображение, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

— «Труд»:

Расширять представления детей о труде взрослых, о значении их труда для общества.

Развивать интерес к различным профессиям.

— «Художественное творчество»:

Развивать творчество детей, упражняться лепить предметы из солёного теста.

Задачи:

1) Образовательные

— обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;

— обогащать словарь детей прилагательными.

2) Развивающие

— развивать коммуникативные способности;

— развивать логическое мышление, память, творческое воображение;

— развивать умение слушать и слышать вопрос.

3) Воспитательные

— воспитывать у детей уважение к труду людей выращивающих хлеб;

— воспитывать бережное отношение к хлебу;

— вызвать интерес к коллективному труду.

Предварительная работа:

— чтение рассказа М. Глинской «Хлеб»;

— сравнение колосков ржи и пшеницы;

— сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.

Индивидуальная работа: с Пашей и Рамазаном лепить, используя прием прищипывания и вытягивания.

Методы и приемы:

1) Практические: игровое упражнение, динамическая пауза, творческое задание (лепка), просмотр слайдов.

2) Наглядные: иллюстрации для показа, карточки для сравнения групп предметов.

3) Словесные: беседа, чтение стихотворений, загадывание загадки.

Материалы и оборудование:

— мольберт,

— презентация «Откуда хлеб пришел»,

— картинки хлебобулочных изделий,

— дощечки для лепки печенья, стеки,

— соленое тесто,

— плоскостная фигура бабушки,

— карточки для сравнения групп предметов (с пирожками и колосками),

— цифры от 1 до 10 и знаки =, <, >.

Ход занятия:

1) Дети заходят под музыку в группу. Садятся на скамейки полукругом.

Воспитатель: ребята, отгадайте загадку:

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет».

Дети: хлеб!

Воспитатель: вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (Мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый.)

Сегодня мы с вами будем говорить о хлебе и вспомним, как работать с тестом.

2) Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришла бабушка (плоскостная фигура). А пришла она не просто так, она хочет вместе с нами поговорить о хлебе. И пришла она не с пустыми руками. (Открываю доску. На ней по группам разложены 6 пирожков и 5 колосьев).

— Давайте сосчитаем, сколько всего пирожков она принесла…и колосьев.

— А теперь Паша выйдет и поставит нужную цифру под пирожками, а Виолетта – под колосками. Правильно они выбрали цифры? (ответы детей).

— Ангелина, а ты выбери, пожалуйста, нужный знак и поставь его между группами предметов. Правильно она выбрала знак? (ответы детей).

— Получилось, что 6 больше 5…а 5 меньше шести. Бабушка очень довольна вами!!!

3) Ребята, недавно мы с вами прочитали рассказ М. Глинской «Хлеб». Я вам предлагаю вспомнить, о чем этот рассказ:

— Почему М. Глинская назвала свой рассказ «Хлеб»? (Потому что речь в нем идет о хлебе)

— Какой хлеб дала мама Грише? (Вкусный, душистый с блестящей корочкой)

— Как поступил Гриша, когда его позвали играть? (Бросил хлеб на землю)

— Почему он так поступил? (Он наелся и не знал, что делать с хлебом)

— Правильно поступил Гриша? (Нет)

— Почему неправильно? (Хлеб надо беречь, в нем работа многих людей: дяди Матвея, Гришиной мамы, все деревни)

— Как Гриша исправил свою ошибку? (Он отдал хлеб жеребенку)

— А как вы поступили бы на месте Гриши? (Ответы детей: я бы быстро хлеб доел; я бы поделился с ребятами; я бы положила его на стол и т. д.)

— Ребята, как нужно обращаться с хлебом? (Бережно! Не крошить хлеб за столом; никогда не выбрасывать; брать столько хлеба, сколько можно съесть.)

Воспитатель: молодцы!

4) Воспитатель: сейчас я предлагаю вам со мной поиграть. Для этого мы пройдем на ковер и встанем в круг. Я буду вам кидать мяч и задавать вопрос, а вы должны, ответив на мой вопрос, вернуть мне мяч. И так:

— Назови хлеб ласково (Хлебушек)

— Как называются крошки хлеба? (Хлебные)

— Квас из хлеба как называется? (Хлебный)

— Название прибора для резки хлеба (Хлеборезка)

— Посуда для хлеба (Хлебница)

— Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)

— Кто печет хлеб? (Хлебопек)

— Как называется завод, где пекут хлеб? (Хлебозавод)

— Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия)

— Молодцы! Садимся на скамейки.

5) Воспитатель: Бабушка кроме пирожков и колосков нам принесла еще и видео. Сейчас мы его посмотрим и вспомним, как хлеб попадает к нам на стол. (Просмотр слайдов «Откуда хлеб пришел» на проекторе)

1 слайд «Сначала зернышко хлеба сажают в землю»

2 слайд «Сажают специальными машинами – сеялками»

Воспитатель: скажите, как называется эта машина? И что она делает? (Эта машина называется «сеялка», она сеет зерно в землю)

3 слайд «Потом вырастают вот такие колоски»

Воспитатель:

— Что нужно для того что бы зерна проросли? (Солнце, вода, тепло)

— Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что? (В колосья)

4 слайд «Колоски собирают машины- комбайны»

Воспитатель:

— А как называют машины, которыми собирают колосья? (Комбайны)

— А кто управляет комбайном? (Комбайнер)

5 слайд «Отвозят зерно на мельницу»

Воспитатель:

— А это что за домик, куда отвозят собранное зерно? (Мельница)

— А для чего она нужна? (На мельнице зерно перемалывают в муку)

6 слайд «Там зерна перемелют в муку»

Воспитатель:А потом что происходит? (Муку везут на хлебозавод. Там из нее делают хлебобулочные изделия. И отвозят их в магазин)

7 слайд «Из муки на хлебозаводе пекут хлеб, булки»

Воспитатель: молодцы! Все правильно вы рассказали.

6) Воспитатель:А давайте мы с вами сами покажем как же из зернышка получается каравай!

Физминутка:

Подрастает зёрнышко –

Потянулось к солнышку. Потянулись

С ветерком оно играет, Руки вверх

Ветерок его качает, Прогнулись

К земле низко прижимает –

Вот как весело играет! Наклоны туловища, присели

Сколько в поле колосков –

Столько сделаем шагов. Ходьба до пят

Какой вырос каравай?

Выше руки поднимай! Руки вверх и потянуться

Теперь ниже наклониться,

Как колышется пшеница. Наклоны в сторону

Сколько в поле тракторов,

Столько сделаем прыжков! Прыжки до пяти.

7) Воспитатель: а сейчас мы с вами увидим, какие разные хлебобулочные изделия бабушка умеет печь.

Воспитатель с детьми подходит к мольберту, где расположены хлебобулочные изделия.

Воспитатель: а какие изделия здесь есть? (Картинки: баранки, вафли, пряники, печенье, кекс, булочка, хлеб пшеничный, хлеб ржаной, пирожное…).

Воспитатель: вы много знаете о хлебе.

8) Воспитатель: А что нужно для того чтобы замесить тесто мы посмотрим на экране (просмотр слайдов).

9) Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам самим сделать хлебобулочные изделия и пополнить ими наш магазин. Тесто я уже замесила. А бабушка приготовила несколько булочек (Показ заранее подготовленной «выпечки» из соленого теста) А теперь пройдем за столы, сядем, возьмем дощечки, стеки, кусочки теста…и начнем лепить разнообразные хлебобулочные изделия.

Дети делают хлебобулочные изделия. Готовые изделия выкладывают на поднос.

Воспитатель: посмотрите, ребята, какое красивое у нас получилось угощение. Вы все сегодня славно потрудились, теперь можно и гостей дорогих хлебом-солью встречать, молодцы. Я надеюсь, что теперь вы будете помогать мамам, бабушкам дома выпекать хлеб, ведь вы так много знаете об этом и обязательно поделитесь своими знаниями с родителями.

10) Воспитатель: ребята, Арсен вам расскажет, как можно освежить хлеб, если он вдруг стал черствым:

«Освежить черствый хлеб, можно завернув его во влажную тряпку на 5 минут, потом развернуть и положить на 20 - 25 минут в не очень горячую духовку».

Воспитатель: а Виолетта с Азалией прочитают стихи о хлебе.

1) Из чего печётся хлеб,

Что едим мы на обед?

Хлеб печётся из муки,

Что дают нам колоски.

2) До чего же вкусен хлеб,

Хлеб водой запил — обед,

А на ужин две горбушки

С молоком по полной кружке,

Что осталось, всё в ладошку,

Птицам кинуть на дорожку.

Воспитатель: ребята, вы сегодня придете из детского сада домой. И что вы расскажите своим родителям о нашем занятии. Что особенного в нем было? (ответы детей).

Вы — молодцы! Все очень старались! И бабушка для вас принесла угощенье – баранки. Мы попьем с ними чай после занятия.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №119

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по социально-коммуникативному развитию

для детей подготовительной группы

"Хлеб - всему голова"
Выполнила:

Федотова Наталия Геннадьевна
г. Нижний Новгород


Задачи:

  • Познакомить детей с процессом выращивания и изготовления хлеба.

  • Развивать представление о труде людей различных профессий.

  • Воспитывать уважение к хлебу, труду людей.

Предварительная работа:


  • Чтение рассказа М. Глинской "Хлеб".

  • Знакомство с различными видами хлеба: ржаной, пшеничный, сдобные булочки, пирожки, печенье и т.д.

Материалы:


  • Ржаной и пшеничный хлеб,

  • колосья ржи и пшеницы,

  • тарелочки на каждого ребёнка,

  • лупы,

  • бумага,

  • карандаши,

  • схематичные изображения от зёрнышка до буханки хлеба,

  • подбор слайдов для показа - процесс выращивания и изготовления хлеба,

  • камешки,

  • бумага.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом перед воспитателем на стульчиках.

Воспитатель: Ребята недавно мы с вами читали один рассказ, он называется "Хлеб". Вы помните, о чём там идёт речь?

Дети кратко пересказывают содержание рассказа.

Воспитатель: Как вы думаете, правильно ли поступил Гриша? А как бы вы поступили на его месте? О какой трудной работе говорил ему дядя Матвей? О какой звёздочке за хлеб шла речь? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы узнать, откуда берётся хлеб?

Детям предлагается посмотреть подборку слайдов:


  1. Трактор пашет поле, чтобы посеять хлеб.

  2. Сеялка сеет зерно в землю.

  3. Зёрнышки прорастают, превращаясь в нежную зелень.

  4. Созревающее поле с "золотыми" колосьями.

  5. Комбайны, убирающие урожай.

  6. Грузовики, везущие зерно на элеватор.

  7. Мельница, превращающая зерно в муку.

  8. Пекарь с готовым хлебом.

  9. Несколько видов хлеба.
Воспитатель: Мы с вами посмотрели какой долгий путь проходит зёрнышко, чтоб из него получился хлеб. Скажите, люди, каких профессий участвуют в производстве хлеба? Ответы детей (если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает подобрать нужные слова, объясняет, чем занимаются люди той или иной профессии.)

Физкультминутка.

Детям предлагается пройти к столу, где лежат условные обозначения этапов изготовления хлеба. Им даётся задание: разложить карточки в определённой последовательности - от зёрнышка к караваю.

Педагог хвалит детей за быстрое и правильное выполнение задания и предлагает пройти за столы, где приготовлены колоски пшеницы и ржи, бумага, карандаши, лупы и камешки.

Воспитатель: Ребята, перед вами колосья пшеницы и ржи. Одинаковы ли они? (Колос пшеницы толще, усики короче, чем у ржи. Рожь имеет более тонкий колос и длинные усы - ости.)

Детям предлагается достать из колоска зерно пшеницы, и зерно ржи, рассмотреть их с помощью лупы и зарисовать, разделив листочек бумаги на две части, обозначив буквами Р-рожь, П-пшеница.

Воспитатель: Ребята, а где из зерна получается мука? (На мельнице.) Давным-давно, когда мельниц ещё не было, человек пользовался камешками, чтобы раздробить зёрна, потом придумали вращающиеся жернова-большие круглые камни - они перетирали зерно в муку быстрее. Ну. а мы с вами попробуем получить муку так, как это делали древние люди, растирая зёрнышки камнями.

Детям предлагается взять камешки и самим получить муку.

Делается вывод о том, что это очень трудно, и нужно приложить много усилий, чтобы получить щепотку муки.

В конце занятия педагог спрашивает детей, узнали ли они что-то новое для себя, что им больше всего понравилось делать? Изменилось ли их отношение к хлебу?

В конце предлагается всем вместе сфотографироваться с колосьями и караваем на вышитом рушнике.
Приложение:
1.Физкультминутка "Речка"

К речке быстро мы спустились

наклонились и умылись,

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно:

Вместе-раз, это брасс.

Одной, другой-это кроль.

Все как один

Плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

2. Карточки-схемы.

3. Рассказ М. Глинской "Хлеб "

Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.

Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.

Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»

Он, он! - закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».

Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:

«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».

Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»

Ладно, - согласился дядя Матвей. - Если не знал - это другой разговор.- Поднял хлеб, положил на ладонь. - В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. - Отдал его Грише и ушел.

Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».

Нельзя, - возразил Саня, - хлеб запачкан, заболеть можно.

Куда же теперь хлеб девать?

В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.

Отдадим хлеб Лыске, - предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».

В чистое полотенце и кладут под икону: сухарики следует раздавать больным людям, которые так скорее поправятся. Хлеб , испеченный к празднику и освященный в церкви, обладает особой магической и целительной силой. Караваи, приготовленные в... в родительские субботы и большие праздники: души умерших отведают угощения, да и возрадуются, что их не забыли. В прошлом в деревнях хлеб клали в колыбель к новорожденному, брали с собой в дальнюю дорогу – чтобы охранял по жизни и в пути. Буханку выносили на...

https://www.сайт/magic/17615

Сформировать «колобок». Хорошо печь на обыкновенной чугунной сковородке, чуть-чуть ее смазать, приплюснуть «колобок» и положить по центру – минут через 25 поднимется высокий красивый хлеб – смазать водичкой и в разогретую духовку на полчаса (максимум 45 минут) и хлеб готов, после горячий смазать водичкой и полностью остудить, прежде чем резать. С высшего сорта муки...

https://www.сайт/journal/134033

Я и мой парень (отношения у нас без обязательств) стоим в магазине перед прилавком. На прилавке лежит половинка украинского (ржаного) хлеба . Хлеб очень свежий, аккуратно отрезанный, в кулечке. Мой спрашивает: Будем брать? Я отвечаю: Конечно! Он: Так это же украинский. А я говорю: Ну что ты! Знаешь что я с него сделаю! ... на понедельник. Начали происходить события связанные с этим сном, с этим человеком, но я не могу понять причину событий. И последствия, увы, тоже. Что значит половинка хлеба ?

https://www..html