Игра викторина целебные растения вокруг нас. Викторина «Удивительная жизнь растений нашего региона. клевер луговой

Викторина по теме: Лекарственные растения

Цель:
1) вспомнить о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека и животных;
2) показать многообразие лекарственных растений своей местности

1-й тур

1.Какая ягода заменяет лимон?
(Клюква, содержит лимонную кислоту).

2.Плоды каких кустарников богаты витамином С?
(Черная смородина, шиповник).

3. Какие болезни лечит красавица берёза?
(Почки берёзы используют как мочегонное и желчегонное средство).

4.Назовите самое распространенное лекарственное дерево?

5.Цветение, каких местных лекарственных растений предвещает кратковременное похолодание?
(Шиповник и черёмуха.)

6.Какие лекарственные растения носят "звериные” названия?
(Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник).

7.Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?
(Торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол)

8.Ты натер ногу, как помочь себе облегчить боль?
(Приложить лист подорожника)

9.Какую траву очень любят кошки? При каких болезнях она помогает?
(Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах).

Краткая информация для детей.
Считалось,что название «валериана» было дано растению в честь римского императора Валериана, правящего в I веке до н.э. В переводе с латинского означает «быть здоровым».В лечебных целях используют корневище валерианы. Отвары и настои применяют в медицине при желудочно-кишечных, сердечных заболеваниях, а также как отличное успокаивающее средство.

2-й тур называется «Узнай растение».

а) Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено,холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.

(Ответ: ветреница).

б) Гирлянда белых колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков- красная ягода. Но не бери ее в рот- она ядовита.

(Ответ: ландыш)

в) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок- над поляной послышится тихий серебряный перезвон.

(Ответ: колокольчик)

3-й тур называется «Отгадайка».

Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений:

Семя;

Взрослое растение с плодами и семенами;

Проросток с развивающим корешком;

Взрослое растение с цветками;

Проросток с развивающимися стеблем и листочком

(Ответ: 1. Семя; 2. Проросток с развивающим корешком; 3. Проросток с развивающимися стеблем и листочком; 4. Взрослое растение с цветками;
5. Взрослое растение с плодами и семенами.)

4-й тур называется «Отгадай загадки».

1.На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучите его свойства-
Быть может, взглянете не так:
Кровотеченье остановит,
В Китае он – салат к столу.
Сорняк живуч:
Семян так много в плоде,
Похожим на суму.
(Пастушья сумка).

2. На кустах цветы
Просто чудо красоты!
Шипы - коготочки
Стерегут цветочки.
(Шиповник)

3.Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной.
(Женьшень)

4.Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.
(боярышник)

■ Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин? (Подорожник).

■ Какое лекарственное растение используется как наружное средство при лишаях и нарывах? (Лопух).

■ Какой цветок лечит сердце? (Ландыш).

■ Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д).

■ Из каких деревьев получают лекарство? (Береза, сосна, ель, липа).

■ Из каких ядовитых растений изготовляют лекарство? (Дурман, белладонна, белена).

■ Какие растения употребляют при простудах? (Малина, аптечная ромашка, крапива, багульник, мать-и-мачеха).

■ Какое растение получило название «мяун-трава»? (Валериана).

■ Какое лекарство из него изготавливают? (Сердечные капли).

■ Какое ядовитое растение употребляется для лечения в качестве глазных капель? (Вороний глаз).

■ Какое лекарственное растение питается мухами и комарами? От какой болезни готовят из него лекарство? (Росянка, от бородавок).

■ Кору какого кустарника применяли против малярии до появления хинина? (Кору ивы).

■ Соком какого растения выводят бородавки, им лечат сыпь и чесотку? (Соком чистотела).

■ Какое лекарственное растение носит название «глаза птицы»? (Вороний глаз).

■ Какое растение индейцы называют «след белого»? Почему? (Подорожник. В Америку это растение привезли европейцы).

■ Какое лекарственное растение можно есть сырым, вареным, печеным и жареным? (Лопух).

Подведение итога.

ГБУ СО Социально – реабилитационный центр для

Несовершеннолетних « Надежда».

Викторина

«Трава у нашего дома».

(знакомство с лекарственными растениями)

Воспитатель старшей группы: Куангалиева Г.Ю.


    Земляника: «Я черники много лучше», -

    Я Учитель: Возразила ей черника:

    «Я полезней, спору нет.

    «С вами, девочки, поспорю,-

    Майский ландыш предложил.

    Он сказал:

    Черника.

    «Я полезней, спору нет.

    Потому что для людей я на сто бед один ответ.

    Мой сироп снижает резко в крови сахар у людей.

    Обладаю я уменьем лечить горло у детей.

    При гастрите и колите мой настой поможет всем.

    При ожогах, стоматите всех избавлю от проблем!»

    «С вами, девочки, поспорю,-

    Встрял вдруг ландыш в этот спор,-

    Никто лучше меня сердце не лечил с далёких пор.

    Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-

    Майский ландыш предложил.

    И пошли они все вместе искать, кто б их рассудил.

    Все, кого они встречали, только стеблями качали:

    Говорили, что они и полезны, и нужны.

    И багульник, и душица, клевер, спаржа, медуница,

    И лаванда, и чабрец, и фиалка, наконец.

    Оказался всех мудрей лишь лекарственный шалфей.

    Он сказал:

    «Все вы полезны, вы - лекарства для людей, Помогаете от болезней, только каждый от своей. Спорить быстро перестаньте и не тратьте время зря, А в дорогу собирайтесь: ждёт вас каждая семья

    Ландыш: Учитель: Ландыш:

    Учитель:

    Шалфей:

    -Давайте

Задания для викторины :

(Слайд 2) Ответ: Подорожник

(Слайд 3)

(Слайд 4)

(Слайд 5) Ответ: Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи —хорошее

средство от кашля. 1

(Слайд 6) Ответ: Шиповник.

(Слайд 7) Ответ: Чистотел большой.

  1. (Слайд 8) Ответ:

(Слайд 9) Ответ: Крапива двудомная

Почему крапива жжется?

Ответ:

(Слайд 10)

(Слайд 11) Ответ: Сфагнум.

  1. (Слайд 12) Ответ: Алоэ.

(Слайд 13) Ответ: Лук и чеснок.

(Слайд 14) Ответ: Петрушка.

(Слайд 15) Ответ: Герань.

(Слайд 16) Ответ: Каланхоэ перистое.

(Слайд 17) Ответ: Мята.

(Слайд 18) Ответ: Лиственница.

(Слайд J 9)

А сейчас мы с вами немного поиграем.

Просмотр содержимого документа
«Викторина «Зеленая аптека».»

Викторина «Зеленая аптека»

Цели: - развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру, уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях; формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Ход занятия.

Слово педагога : ЗДАВСТВУЙТЕ дорогие ребята и гости мы рады приветствовать вас у нас на мероприятии «Зеленая аптека»

Сегодня я вам расскажу какие есть лекарственные растения, как их нужно собирать. Раньше, когда не было таблеток, люди лечились травами. Из поколения поколению люди передавали разные рецепты и способы, которые помогают вылечить больного при помощи трав.

В настоящее время делают таблетки из синтетических препаратов. Но и лекарственные травы не забыты.

Из лекарственных трав получают: отвары, сиропы, порошки, мази, капли, настои.

Лекарственные растения используют при изготовлении зубных паст и лечебных кремов, косметике.

Лекарственные растения нужно собирать внимательно и аккуратно. Правша: В сухую погоду.

Не смешивать разные лекарственные растения. Нельзя сушить на солнце. Нельзя собирать с песком, землей.

Замечательное богатство, которым наделена наша планета-это природа. Нет на Земле человека, чья;жизнь не была бы связана с природой. Животные и растения окружают нас повсеместно. Они дают нам возможность любоваться га красотой, приносят пользу, дают пищу, одежду.

Человек всегда должен помнить о том, что он не один на планете. Другие обитатели имеют право на жизнь. Все чаще животные и растения нуждаются в нашей помощи, охране, бережном отношении.

И растения, и животные смогли бы прожить без человека. А человек может обойтись без та?

    Сообщение целей занятия. - Сегодня мы поговорим о том, как растения помогают человеку в охране и укреплении здоровья.

Выступление ученика 1 :

Травы лечебные, травы целебные! Нет на земле бесполезной травы! Все растения надо знать, Их беречь и охранять. Ведь из трав лесного царства Люди делают лекарства.

Выступление ученика 2 :

Растения - постоянные спутники человека. Они встречаются в любых природных зонах. Многие из них полезны для человека и животных. Некоторые имеют лекарственные свойства. В нашей местности тоже растут лекарственные растения. Дикорастущие лекарственные растения - наше богатство. Сбор редких и охраняемых лекарственных растений запрещен. Растения, которые встречаются достаточно часто, люди тоже должны оберегать, чтобы они не стали редкими. Некоторые виды лекарственных растений, человек научился выращивать.

Выступление ученика 3 :

В научной медицине России используются около 200 видов лекарственных растений. Люди используют листья, семена, почки, кору, корни, корневища, клубни, луковицы. Из них готовят сырье для лекарственных препаратов.

Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности. Лечебные свойства растений узнавали, наблюдая за животными.

Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет использовать их свойства в повседневной жизни.

2. Основная часть.

    Ребята, а какие лекарственные растения вы можете назвать?

    Какое растение вы считаете самым необходимым человеку?

    просмотр инсценировки стихотворения Руси Белой Учитель: Я сегодня услыхала жаркий спор целебных трав.

Как черника с земляникой разбирались, кто же прав: Кто кого из них полезней, кто от всех спасёт болезней.

Земляника: «Я черники много лучше», -

Хоть расту в лесу дремучем, улучшаю аппетит. Ещё жажду утоляю и желудку помогаю. Мой лекарственный настой от простуд рецепт простой. Я давление снижаю, биться сердцу помогаю, Раны быстро заживлю, коже молодость продлю!» Учитель: Возразила ей черника:

«Я полезней, спору нет.

Потому что для людей я на сто бед один ответ.

Мой сироп снижает резко в крови сахар у людей.

Обладаю я уменьем лечить горло у детей.

При гастрите и колите мой настой поможет всем.

При ожогах, стоматите всех избавлю от проблем!»

«С вами, девочки, поспорю,-

Встрял вдруг ландыш в этот спор,-

Никто лучше меня сердце не лечил с далёких пор.

Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-

Майский ландыш предложил.

И пошли они все вместе искать, кто б их рассудил.

Все, кого они встречали, только стеблями качали:

Говорили, что они и полезны, и нужны.

И багульник, и душица, клевер, спаржа, медуница,

И лаванда, и чабрец, и фиалка, наконец.

Оказался всех мудрей лишь лекарственный шалфей.

Он сказал:

«Все вы полезны, вы - лекарства для людей, Помогаете от болезней, только каждый от своей. Спорить быстро перестаньте и не тратьте время зря, А в дорогу собирайтесь: ждёт вас каждая семья!»

Черника.

Ландыш: Учитель: Ландыш:

Учитель:

Шалфей:

-Давайте и мы вспомним о некоторых лекарственных растениях и назовем их свойства.

делятся на 2 команды, выбрав фишки красного или зеленого цвета.

    проведение викторины «Зеленая аптека» среди двух команд:

    Чтобы начать викторину, необходимо дать командам названия и выбрать капитанов.

    совещание команд, выбор названия, капитанов ответы на вопросы викторины поочередно.

Задания для викторины :

    Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Если ты натер ногу в пути, оно поможет облегчить боль?

(Слайд 2) Ответ: Подорожник

    Какое растение получило название «мяун-пграва»? Какое лекарство из него изготавливают?

(Слайд 3) Ответ: Валериана. Сердечные капли.

3. Какая ягода заменит лимон?

(Слайд 4) Ответ: Клюква, в ней есть лимонная кислота.

      Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

(Слайд 5) Ответ: Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи -хорошее

средство от кашля. 1

      Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.

(Слайд 6) Ответ: Шиповник.

      Название этого растения говорит само за себя - оно лечит многие кожные заболевания.

(Слайд 7) Ответ: Чистотел большой.

      Какое растение поможет укрепить волосы? (Слайд 8) Ответ: Лопух большой, крапива двудомная

      О каком растении в народе говорят: «Оно одно семерых врачей заменит». Его используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно помогает при лечении авитаминозов, малокровия.

(Слайд 9) Ответ: Крапива двудомная

Почему крапива жжется?

Ответ: В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.

      Нарядные платьица, желтые брошки, Ни пятнышка нет на красивой одежке, Если случится тебе простудиться: Привяжется кашель, поднимется жар - Подвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый, душистый отвар.

(Слайд 10) Ответ: Нивяник обыкновенный.

      Это растение в медицине применяется как гигроскопический и перевязочный материал, который в экстренных случаях можно использовать без стерилизации.

(Слайд 11) Ответ: Сфагнум.

      Целебное растение из Южной Африки. Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Сок растения закапывают в нос при насморке. Другое его название столетник.

      (Слайд 12) Ответ: Алоэ.

      Быстро убивают вредные бактерии.

(Слайд 13) Ответ: Лук и чеснок.

      Эти резные листочки лечат сердечко и почки. Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.

* Быстро смывают веснушки, и лысины нет на макушке.

(Слайд 14) Ответ: Петрушка.

      Масло этого комнатного растения хорошо помогает справиться с инфекциями органов дыхания. Им успешно лечатся от гриппа, кашля и других заболеваний, если, конечно, нет аллергии на это растение. Растение помогает лечить сердечно- сосудистую систему.

(Слайд 15) Ответ: Герань.

      Сок этого комнатного растения применяют для лечения долго не заживающих ран, язв, при воспалении десен и слизистой оболочки полости рта (стоматитах). Хорошо помогает он при лечении ангины, гнойного воспаления среднего уха, при ожогах и травмах глаз.

(Слайд 16) Ответ: Каланхоэ перистое..

      С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте.

(Слайд 17) Ответ: Мята.

      Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.

Хвоя этого дерева содержит множество витаминов. Дерево выделяет фитонциды - летучие вещества, которые очищают воздух от вредных микробов. При попадании в дыхательные пути человека фитонциды предотвращают простудные и вирусные заболевания.

(Слайд 18) Ответ: Лиственница.

      Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?

(Слайд J 9) Ответ: Плоды чёрной смородины.

Слово педагога: Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами немного поиграем...

Конкурс: «Сортировка»

        Выбрать 2 команды;

        В тазах смешаны картинки, нужно разобрать лекарственные растения от сорняков и прикрепить их к нужному ватману.

        Подведение итогов, отметить лучшую команду.

Кроссворд (Презентация)

          Растет зеленою стеной, Ее обходят стороной, Колючая и злая дива. А как зовут траву? (крапива) (слайд 1)

          Он сорняк, он цветок. От болезни мне помог. Как присяду на диванчик, Вспомню желтый (одуванчик) (слайд 3)

          Вдоль дорожек его встретишь, Ранки, ссадины излечишь, Сорвешь листочек осторожно. Кто нас излечит? (подорожник) (слайд 5)

Любит сад и огород, Вдоль дорог она растет. Если влажно и тепло, Хорошеет всем назло! Ей на радость, вам - беда. Что в огороде? (лебеда) (слайд 7)

    Шарик нежно-голубой, Хоть колючий, но не злой. И в букете он не плох. Кто такой? (чертополох) (слайд 9)

    Если травку ты сорвешь, Руки, знай, не ототрешь. Доктор всех аптечных дел, Кто лечит ранки? (чистотел) (слайд 11)

    Если что-то заболит, Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (зверобой) (слайд 13)

    Неприметна среди трав, У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится?- Ароматная... (душица) (слайд 15)

Конкурс: «Собери букет» (участие принимают воспитатели групп)

            Две команды воспитателей;

            Команды стоят за ватманами и не видят что делает предыдущий участник;

            Задание: наклеить цветы в корзину формируя букет...

            Яодведение итогов, отметить лучшую команду.

Слово педагога:

- Молодцы, ребята! Вы показали хорошие знания растений. Эти знания непременно пригодятся вам в жизни.

В зарослях лесных,

В полях и на лугах,

Где все для сердца мыло,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила.

Для всех, умеющих

Их тайну разгадать.

    подведение итогов.

    Всегда помните о том, что каждый человек должен бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые нас лечат, ной к тем, которые повсюду окружают нас -ив природе, и в саду, и дома...

Выступление ученика 4 :

... Давай про йдёмся медленно по лугу И «здравствуй!» скажем каждому цветку. Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. Самед Вургун

Просмотр мультфильма: «с Юсем на природе часть восьмая «Юсь рассказывает о лечебных растениях»»

Итог мероприятия. Рефлексия.

Дорогие ребята вот и подошло к концу наше мероприятие, за это время мы с вами познакомились с лечебными растениями, научились отличать их от сорняков. Узнали какие растения для чего предназначены.

    Вам понравилось наше мероприятие?

    Наши конкурсы?

Хотелось бы поблагодарить вас за активное участие и за дисциплину. Спасибо за внимание!

Интегрированная игра-викторина для школьников с ответами "Лекарственные растения".

Николаева Татьяна, ученица 7 класса, МОУ "Школа №101" города Донецка Донецкой области.
Руководитель :Фролова Валентина Ивановна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы, МОУ "Школа №101" города Донецка Донецкой области.
Описание : викторина, составленная ученицей 7 класса, может быть использована учителями природоведческого цикла, а также учителями русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности, на элективных курсах, факультативах, кружках при проведении познавательных и развлекательных мероприятий по ознакомлению с окружающим миром. В ходе мероприятия осуществляются межпредметные связи: с литературой-выразительное чтение, загадки, пословицы; с русским языком-составление предложений по каждой иллюстрации с употреблением слов на изученные правила из любого раздела русского языка.
Цель: формирование потребности в приобретении новых знаний о лекарственных растениях, способах их получения путём самообразования; развитие речи.
Задачи : пробудить познавательный интерес к лекарственным растениям;
расширить знания детей о лекарственных растениях в медицине;
определить значение растительного лекарственного сырья в жизни человека;
развивать внимание, память. любознательность, умение задавать вопросы, выражать свои мысли устно и письменно;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любовь к природе.

Проведение викторины.

Вступительное слово учителя.
Растительный мир насчитывает более 400 тысяч растений. Многие из них обладают целебными свойствами.
-Какие растения являются лекарственными?
-Какие из лекарственных растений вы знаете?
Ваши знания мы проверим при помощи викторины о лекарственных растениях. Так как эти растения у нас сегодня главные герои, мы для удобства выделили их большой буквой. По каждой иллюстрации вы будете составлять предложения, используя разряды прилагательных.

Лекарственные растения

.
1. Где используется Алтей? (В фармацевтической промышленности, в изготовлении верёвки и грубой бумаги, при уходе за волосами и кожей, добавляют в муку). Составьте предложение.

2. Назовите полезные свойства Жасмина. (Жасминовый аромат считается сильнейшим антидепрессантом. Он лечит неврозы, бессонницу, способен бодрить лучше, чем кофе). Составьте предложение о жасмине.


3. Где произрастает Зверобой? Каково его лечебное значение?(В Европейской части России, в Средней Азии, Казахстане, на Кавказе). Лечит мигрень, кашель, заболевание почек и печени. Составьте предложение о растении.


4. Как выглядит Лаванда? (Вечнозелёный кустарник с тёмно-зелёными листьями, прямыми стеблями и нежно-фиолетовыми цветками). Составьте предложение.


5. Чем полезен Шалфей для женщин? (Он омолаживает женский организм, способствует генерации клеток, укреплению суставов, хрящей и соединительной ткани). Составьте предложение о растении.


6. В качестве чего используется Можжевельник? (Плоды можжевельника применяют для ароматизации блюд из дичи, мяса. Для приготовления приправы используют молотые высушенные ягоды). Составьте предложение о растении.


7. Почему растение Мать-и-мачеха имеет такое название? Какую пользу приносит данное растение? (Это оригинальное название «мать-и мачеха» связано с разными на ощупь листьями. С внешней стороны лист у растения мягкий и тёплый, а с внутренней-шершавый и прохладный на ощупь, что и вызвало ассоциации с материнским теплом и холодностью мачехи). Используется для лечения многих заболеваний: бронхиальной астмы, заболеваний желудочно-кишечного тракта, золотухи, почек, ожогов, мозолей. Свежий сок из листьев можно закапывать в нос при простудных воспалительных заболеваниях. Составьте предложение о растении.


8. Какие витамины и минеральные вещества входят в состав Люцерны? (Витамины группы В, аскорбиновая кислота, витамины Е, С, Д и К, каротин). Кроме того - углеводы, эфирные и жирные масла, жирные и органические кислоты, глициды, антоцианы, биофлавоноиды. Из минеральных элементов люцерна богата магнием, кремнием, железом, хлором, марганцем, фосфором, цинком). Составьте предложение о растении.


Загадка.
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
9.Какие виды Подорожника бывают? (Подорожник большой, средний, ланцетолистный, блошиный и другие). Составьте предложение о растении.


Загадка
Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (Календула)
10. Как чаще всего называют Календулу? (Ноготки).Назовите её свойства. (Растение обладает противовоспалительными, ранозаживляющими, бактерицидными, спазмолитическими, желчегонными свойствами). Составьте предложение о растении.


11. Как Бузина используется в кулинарии? (Из ягод делают кисели, компоты, варенье, а также лимонады и горькие настойки). Составьте предложение о растении.


12.Куда добавляют Имбирь? (В мясные и овощные блюда, холодные и горячие закуски, соленья и маринады, пряники). Составьте предложение о растении.


13.Куда добавляют мятное масло? (В шампуни и кремы, косметические продукты, в мыловарение). Составьте предложение о растении.


14.Когда и чем полезна Эхинацея?(Настой эхинацеи особенно полезен и даже необходим нашему организму зимой; он защищает от вирусов и простуды, повышает иммунитет, избавляет от усталости, помогает бороться с зимней депрессией, придаёт бодрости и стимулирует физическую активность). Составьте предложение о растении.


15. Знаменателем чего является Цикорий? (Кофе). Расскажите о пользе этого растения.


16. Как на Руси называли Чистотел? (Эту траву называли «подтынником из-за её широкой распространённости, живучести и способности прорастать абсолютно везде, даже под тыном). Составьте предложение о растении.


17. Какое известное и распространённое блюдо делают из Щавеля? (Зелёный борщ или щи).


18.Где можно встретить семена Мака? (В кондитерских изделиях).

Составьте предложение о растении.
19.Какое народное название имеет Ольха? (Елоха, вильха, лешенник, олешник, волька). Что является противопоказанием для использования препаратов ольхи? (Повышенная свёртываемость крови). Расскажите о лекарственных свойствах ольхи.


20. Как принимают Иван-чай? (В виде отваров и настоек для приёма внутрь, компрессов и полосканий).


Итог занятия. Чтение стихотворений учащимися о бережном отношении к природе.
-Какое главное правило мы обязаны помнить по отношению к богатствам растительного мира? (Соблюдать правила поведения в природе и бережно относиться ко всем живым организмам).
Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем: "Значение лекарственных растений в современной медицине" или "Лекарственные растения леса".
  • познакомить с лекарственными растениями;
  • рассказать о лечебных свойствах растений;
  • учить детей бережно относиться к богатствам страны;
  • формировать представление о многообразии растений;
  • культура поведения;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • иллюстрации с изображением лекарственных растений;
  • лекарственные растения в пакетах;
  • гербарий;
  • раздаточный материал для конкурсов.

Ход урока

На столах, за которыми сидят дети лежат иллюстрации с изображением лекарственных растений.

Под крышей голубой огромной
Солнышко рыжее живёт,
А ночью среди звёздных тучек
Танцует звёздный хоровод.

И лес живёт под синим небом,
И дождь, и грозы, и цветы,
И яблоньки в саду зелёном,
Твоя семья живёт и ты.

Большой, огромный этот дом,
Вон сколько птиц, цветов в нём и народа,
А называется наш дом,
Мы знаем все

(дети хором) - природа.

Ребята! А знаете ли вы, что относится к живой и неживой природе?

Человек, растения, животные, грибы - живая природа.

Солнце, воздух, вода, почва - неживая природа.

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о растениях, об особых растениях.

Это лекарственные растения. Что же такое,лекарственные растения"?

Дети: Это растения, которые помогают нам вылечиться.

Учитель: Какие лекарственные растения вы знаете?

Ромашка;

Подорожник;

Зверобой;

Мать-и-мачеха.

Учитель: (Рассказ учителя о лекарственных растениях)

В каждом доме есть небольшая аптечка. Разве обойтись нам без средств первой медицинской помощи, ведь то палец пораним, то голова разболится или зуб. Чаще в аптечке мы храним препараты химического происхождения.

Наряду с препаратами химического происхождения, мы с успехом применяем лекарственные средства растительного происхождения, оказывающие то же самое действие. В отличие от таблеток и порошков травы редко вызывают те или иные побочные эффекты, обладают лучшими вкусовыми качествами.

Приступая к подбору растительного сырья для аптечки, нужно прежде всего усвоить: ни в коем случае не заниматься самолечением, обязательно нужно посоветоваться с врачом.

Нужную траву не всегда удаётся купить в аптеке. Не беда, можно выращивать её на приусадебном участке. Можно собирать траву в лесу. При этом не забудьте согласовать свои действия с правилами охраны природы.

Итак, какие же могут быть в аптечке травы?

Помогут нам ответить на этот вопрос конкурсы.

Каждый ряд - команда.

Конкурс 1.

Отгадайте лекарственное растение по описанию.

(Дети пользуясь иллюстрациями дают описание растению).

Конкурс 2.

Определите по запаху данное растение (глаза закрыты).

(Валериана, мята, ромашка).

Физ. минутка.

Прыг да скок, прыг да скок!
Прыг кузнечик на листок.
А за ним - лягушки,
Хитрые подружки!

Зайка - за лягушкой,
Маленькой квакушкой,
А за зайкой я бегу,
Удержаться не могу!

Зайка прыг, зайка скок.
Наклонил к земле листок!
Подниму листок, спасу.
Вместе с ним и я расту!

Учитель: В нашем крае растёт очень много лекарственных растений.

Одуванчики - растут повсюду, доступны с ранней весны до поздней осени.

Свежие молодые листья - оригинальное дополнение к любому салату.

Одуванчики - природное мочегонное средство. Применяют для лечения заболеваний кожи.

Крапива - также мочегонное средство. Листья полезны при астме, артрите.

Подорожник - настой из листьев подорожника применяют при кашле, при лечении желудка.

Зверобой - используют как вяжущее, противовоспалительное и противомикробное средство. Зверобой обладает ранозаживляющим, спазмолитическим и желчегонным свойствами.

Мелисса - применяют настой травы для возбуждения аппетита и улучшения деятельности органов пищеварения. Применяют как противосудорожное и болеутоляющее средство, в частности при различных невралгиях, головной боли, болях в желудке.

Мята - водный настой этой травы улучшает пищеварение, помогает при спазмах кишечника, тошноте.

Шиповник - плоды шиповника широко используют для витаминизации различных кулинарных и кондитерских изделий. Витаминные экстракты, сиропы, пилюли, таблетки, драже, а также водные настои из плодов принимают для профилактики и лечения заболеваний, связанных с недостатком в организме витаминов, при истощении и малокровии.

(Демонстрация каждого растения).

Какие лекарственные травы использовались в вашей семье?

Ответы детей.

Приходилось ли вам собирать лекарственные растения?

Кто занимался сбором растений?

Ответы детей.

Конкурс 3.

Послушайте загадки. Отгадки - лекарственные растения.

Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк. (Одуванчик)

Растёт зелёный кустик,
Дотронешься - укусит.
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива)

Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных.
Запах крепок и душист,
А её душистый лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отгадай? (Душица)

Тонкий стебель у дорожки.
На конце его серёжки.
На земле лежат листки -
Маленькие лопушки.
Нам он - как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)

Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)

Учитель: Рябину используют при заболеваниях лёгких. А также пьют сок из спелых ягод для хорошего аппетита.

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черёмуха)

Учитель: Черёмуху используют при заболеваниях желудка и кишечника.

Подводим итоги конкурсов и вручаем награды.

Учитель: (Раздаёт лекарственные растения в пакетах. Демонстрирует, как выглядят готовые лекарственные растения в аптеках.)

Заниматься заготовкой растений должны люди, хорошо разбирающиеся в них. Надо помнить: заготовка лекарственного сырья не должна быть хищнической. Не только о себе нужно заботиться, но также о природе, всё более угнетаемой человеком. Ваше бережное отношение к лесу и лугу - это выражение вашей благодарности. Надо стремиться понимать себя не как,царя природы", а как одушевлённую частицу этих сил.

Итог урока.

О каких лекарственных растениях мы сегодня говорили?

Какую пользу приносят эти растения?

Что нужно помнить при сборе лекарственных растений?

Ответы детей.

Леса и луга - наше богатство.
Берегите их.

Викторина «Лекарственные растения»

1. Трава от 99 болезней (Зверобой ).

2. В древности соком этого растения лечили глазные болезни. Было даже такое поверье, что ласточки собирают сок этого ядовитого растения и им лечат глаза детям, которые родились слепыми. А чтобы вывести бородавку, надо смазывать её соком этого растения 2 раза в день. И поступать так до её исчезновения. Назовите это растение (Чистотел ).

3. О каком растении в народе говорят: «Оно одно семерых врачей заменит». Это растение используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно эффективно при лечении авитаминозов, атеросклерозов, малокровия. Считают, что оно способно снижать содержание сахара в крови. Очень полезно похлестать себя веничком при приступах радикулита, заболеваниях суставов. Назовите это растение (Крапива ).

4. Это дерево не лишено целебных свойств. Настой из коры этого дерева есть лучшее средство против простуды, ломоты и лихорадки. Молодые листочки лечат заболевания суставов, как припарки они легко снимают боль. Являются противовоспалительным средством при ожогах и опухолях. Назовите это дерево (Осина ).

5. Эта ягода растёт на моховых болотах, её плоды содержат аскорбиновую, лимонную и яблочную кислоты. В народной медицине используются все части растения. Их используют при гастритах, заболеваниях почек. Плоды хороши при кашле, высокой температуре, почечно-каменной болезни. Они обладают мочегонным, противолихорадочным действием. Назовите эту ягоду (Клюква ).

6. Ещё в самые стародавние времена это дерево называли деревом четырёх дел: 1 дело – мир освещать, 2 дело – крик утишать, 3 – чистоту соблюдать, 4 – больных исцелять. Назовите это дерево (Берёза ).

7. Какой кустарничек, с одного края нарастая, с другого отмирая – живёт 100 лет? Ягоды этого растения можно хранить очень долго в свежем виде или их просто замачивают водой. Имеют целебную силу и ягоды, и листья кустарничка. Они обладают бактерицидным действием, т. е. способны уничтожать микробы. Растение понижает кровяное давление, им лечат болезни печени, почек. Ягоды полезны при гастритах с пониженной кислотностью желудочного сока, при язве желудка (Брусника ).

8. Ещё древнегреческий врач Гиппократ указывал на лекарственные свойства плодов этого кустарника. В 16 – 17 веках плоды данного растения заготавливали для военного ведомства. В то время лучших средств для лечения раненых воинов не было. Назовите этот кустарник (Шиповник ).

9. Ягоды этого растения обладают кроветворной способностью, стимулируют пищеварение, лечат болезни почек, органов дыхания. Сок или растёртые плоды широко применяют наружно для лечения лишаёв, экземы, ими сводят веснушки и пигментные пятна. Листья, цветки и плоды уничтожают болезнетворные микроорганизмы. Назовите эту ягоду (Земляника ).

10. Это - удивительное дерево. Всё в нём полезно. Лоси едят зимой молодые побеги. Семенами кормятся белки и мыши, дятлы и клесты. А весной, когда оно цветёт, и огромное количество пыльцы попадает в реки, её поедают мальки и маленькие рыбёшки. Отвар хвои этого дерева считается высоковитаминным. Хвою клюют лесные птицы, глухарь, например. Назовите это дерево (Сосна ).

12. Из настоя этих цветов в древности готовили « золотую воду» - эликсир против головных болей и сердцебиения. Ягоды этого цветка ядовиты. Цветок занесён в Красную книгу (Ландыш ).

13. Растение – сорняк. В старину его называли «снедь – трава». Говорят, что старец Серафим Саровский почти 3 года питался в основном этим растением. Во время войны эту траву добавляли в пищу, так как в ней содержится аскорбиновая кислота и очень много минеральных веществ (Сныть ). ______________________________________________________