История возникновения батика. Краткая история батика как техники История возникновения техники батик в индии

Яркие и причудливые принты на ткани сейчас вновь популярны, более того, модные тенденции все чаще благоволят расписанным тканям. А если рисунок на этих тканях выполнен самостоятельно, то это не только реализация творческих способностей, но и эксклюзивная вещь!

Техника ручной росписи по ткани – батик – получила активное развитие в Индонезии, на острове Ява. Слово «batik» переводится с индонезийского языка как «капля воска». Специфика такой росписи заключается в том, что на ткань – используется хлопок, шелк, синтетика или шерсть - наносится красящее вещество с использованием воска или бензина, чтобы предотвратить ее растекание и обозначить границы рисунка. Различают разнообразные способы выполнения росписи техникой батик:


Каждый тип росписи развивался, претерпевал изменения, техника нанесения постоянно совершенствовалась (и продолжает совершенствоваться).

Несмотря на то, что батик возродили и начали активно использовать индонезийцы, ручная роспись по ткани появилась еще в Китайской империи тысячелетия назад. Известный китайский шелк окрашивали в данной технике, получая образцы, будоражащие воображение своей красотой! А знаменитый Шелковый путь распространил эти произведения по всему миру. Широкое распространение роспись по ткани получила в Индии и Японии. Каждая страна изображали на полотнах свойственные ей узоры: Япония отличалась широким распространением узелковой техники батика, Индия использовала штампы из дерева и кисти.

Но небывалого совершенства в исполнении техники батик достигли индонезийцы. Местные мастера создавали настоящие произведения искусства, на которые могли уходить годы. Именно поэтому первую одежду с росписью в технике батик носили исключительно люди аристократического происхождения, которые иногда и сами расписывали ткань, реализуя свои творческие способности.

Индонезийцы вкладывали глубокий смысл в роспись на ткани, они считали, что сотворенные вручную полотна обладают магической силой, а такая процедура была частью ритуалов поклонения богам. Каждая индонезийская девушка должна была иметь в своем приданном вещь, расписанную вручную. Сегодня жители о. Ява носят одежду, выполненную в данной технике, для них она абсолютно естественна, но те, кто приезжает в Индонезию, не перестают восхищаться вещами с искусной росписью, в которые одеты местные жители.

Татьяна Кускова

Батик – обобщенное название разнообразных способов ручной росписи по ткани. Родиной батика считается о. Ява в Индонезии, где и по сей день очень популярна одежда, расписанная вручную. В переводе с яванского «батик» означает «капля воска» или «рисование горячим воском». Часть слова –«ТИК - означает точка, капля; -«БА» - хлопчатобумажная ткань.

Батик – технология окрашивания и украшения ткани. Яванский традиционный батик – не просто роспись, он использовался часто в качестве оберега. Классический горячий батик - очень трудоемкий вид росписи. Только подготовка ткани занимала несколько дней. Большинство историков сходятся во мнении, что зарождение батика следует отнести к XIII-XIV вв. Однако широкого распространения оно достигло только через несколько столетий - к XVII веку.

Роспись делали с помощью изобретенного в 17 веке прибора "чантинга" (тьянтинг, тьянтин). Это небольшой, медный или латунный, сосуд с одним или несколькими носиками, который прикреплен к деревянной или бамбуковой палке - ручке.

Ткань, с нанесенным воском рисунком, на несколько часов погружали в раствор красителя. Во время крашения ткань осторожно переворачивали, стараясь, чтобы восковой слой не растрескался. Потом ткань высушивали и снова наносили воском другие элементы рисунка. Окрашивание производилось от самого светлого цвета к темному. Операция повторялась столько раз, сколько цветов в рисунке. В Индии и Индонезии росписи чаще использовались для оформления одежды. В Японии и Китае роспись применяли также при создании традиционного для этих стран интерьера: ширм и картин, полных поэтических ассоциаций.

В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Рисунок был незамысловатым, диктовался правилами и духом времени, в нем не было индивидуальности; но постепенно в 70-е годы техника батика получила второе рождение в виде «авторских» батиков.

Теперь, имея представление об истории этой техники, мы раскроем секрет уникальности батика… .Нанося краски, художник не может точно сказать как они растекутся и смешаются. Повторить можно только контур, окраска в любом случае будет отличаться, благодаря чему каждая картина или вещь, выполненная в технике батик, будет единственной в своем роде. Существует несколько видов батика: холодный, горячий, свободный, узелковый.

«Горячий батик»:

(история в начале говорила,а так же легенда про Бога) Технология заключается в том, что расплавленный резерв наносится на контур рисунка или покрывает отдельные участки полотна. Данный батика возник в Индонезии, пережив свой расцвет на острове Ява, где специалисты в этом деле достигли небывалых высот мастерства. Существует Яванская легенда, которая гласит, что один из небесных богов Индонезии сошел на остров, увидел, как плохо жилось там людям, и решил им помочь. Раскинул по полям великолепные ткани, сгустил многоцветные тучи, у сотен пчел собрал по капельке воск и пустился в пляс, щедро разбрызгивая воск и оставляя затейливые узоры своих следов. А потом хлынул разноцветный дождь - зеленый, желтый, синий - и раскрасил рисунок красочным многоцветием. Так люди узнали о батике и научились красить ткани в яркие цвета и создавать изумительные по своей красоте изделия.

Но одежду из тканей с узорами, выполненными в этой технике, поначалу позволялось носить лишь избранным - аристократам. Своего наибольшего подъема горячий батик достиг в XVII веке, когда был изобретен «чантинг».

«Холодный батик»:

Родиной «холодного батика» - Россия. В России метод холодного батика применяется с 1936 года, благодаря изобретению резервирующего состава, который не требовал нагревания. Холодный батик позволяет получить рисунок, напоминающий изображение, сделанное мокрой акварелью. В технологии холодного батика в качестве резерва используют резервирующую жидкость, состоящую из бензина, резинового клея, парафина. Резерв нужен для того, чтобы краски между собой не смешивались. Резерв помещают в стеклянную трубочку – резервуар. И наносят контур рисунка на ткань загнутым концом трубочки. Контуры, сделанные резервом должны быть замкнутыми, чтобы краска не затекала за рисунок. Затем резерв сохнет в течение 40 мин., после чего ткань можно расписывать красками.

«Узелковая техника»:

Узелковый батик, пожалуй, самый простой способ росписи ткани.

Для создания необычных и красочных эффектов на ткани требуется лишь умелое завязывание различных узелков, ткань и, конечно, краски. При помощи нехитрых приспособлений и умения по-разному завязывать узлы можно создать разнообразные орнаментальные решения на ткани.

Техника узелковой росписи по некоторым источникам была известна в Китае еще до VII века. Чуть позднее в Индии она также получила достаточно широкое распространение. В Индии до сих пор эта техника росписи используется при создании как дополнений к одежде, так и самой одежды. Как правило, узелковым батиком оформляют праздничную одежду. В летописях VII века в Японии упоминается о том, что эта техника называлась «шибори» (окрашивание связыванием).

«Свободная роспись»:

Свободная роспись включает в себя три техники: «Акварельная техника» - ткань расписывается по «сырому» с подсушиванием в определенных местах и применением спиртового эффекта, а также росписи специальными поролоновыми кистями по «сухому»; «Трафаретная техника» - рисунок создается с помощью трафаретов и специальных баллончиков для распыления красителя; «Графика по свободной росписи» - создается с применением солевой техники. Они доступны и эффектны, а также позволяют на высоком профессиональном уровне решать любые ваши творческие задачи - будь то декорирование платья, изготовление платка, шарфа, шали или станкового панно.

Растяжка одного цвета позволяет выполнить плавный переход разной тональности одного цвета (например, три тона синего красителя).

Каждый тип росписи развивался, претерпевал изменения, техника нанесения постоянно совершенствовалась (и продолжает совершенствоваться). После того как все краски нанесены, ткань нужно прогладить утюгом с паром.

Елизавета Румянцева

Для усердия и искусства нет ничего невыполнимого.

Содержание

Для украшения материала существует несколько способов, одним из самых популярных является батик. Под этим названием подразумевается ручная роспись по ткани с применением, так называемых, резервирующих составов. Рисунки, создаваемые своими руками, получаются не только красивыми, но и эффектными. К тому же, это отличный способ занять свое свободное время и увлечься настоящим творчеством.

Что такое батик

Термин батик – это обобщенное название различных способов ручной росписи ткани. В качестве основы данной техники используется принцип резервирования, т.е. покрывания специальным составом тех мест материала, которые должны остаться неокрашенными, чтобы в итоге получился нужный узор. Для получения четких контуров (границ) применяется специальный закрепитель под названием резерв, изготавливаемый на базе бензина, парафина, водной основы.

Техника основана на том, что резиновый клей, парафин и некоторые виды смол и лаков, которые наносятся на материю и не пропускают через себя красящее вещество. Что касается материй, для росписи которых используется техника батика, то ими являются хлопок, шелк, шерсть и синтетика. Для получения одежды с расписанной поверхностью, например, футболки, существует несколько видов батика.

История

Родиной ручной росписи по ткани с применением резерва считается остров Ява (Индонезия). В переводе с яванского техника батик означает «капля воска». Такой тип росписи издавна известен среди народов современной Индонезии и Индии. Вообще созданием рисунком на ткани человечество занимается с незапамятных времен. Разные способы росписи материи были известны в Шумере, Японии, Перу, Индокитае, на Шри-Ланке и некоторых странах Африки.

Невзирая на то, что создание рисунков на материи было известно в разных регионах мира, родиной батика в современном понимании этой техники считается Ява. Мастера этого индонезийского острова смогли достичь небывалых высот и изыска в плане окрашивания тканей. Им удалось за короткий срок сделать из данного ремесла целое искусство. На создание одного полотна у мастеров могли уходить месяцы, и даже годы. Это связано с многоступенчатым этапом подготовки материи: вымачивание, кипячение, отбеливание, длительный процесс окрашивания с нанесением воска, окраской, сушкой.

Из-за длительности процесса первоначально одежду, которая была покрыта узорами с помощью батика, носили только аристократы. Мастера острова Ява использовали хлопковые ткани, передавая секреты ремесла из поколения в поколение. Интересной особенностью является то, что узоры у разных семей могли существенно отличаться друг от друга. Выполненные узоры имели разнообразную тематику: от растительных орнаментов и геометрических узоров до мифологических сюжетов. На северном побережье острова используются более светлые оттенки, чем в центральной части.

Достоверно известно, что по рисункам на одежде можно было определить, к какой касте относится тот или иной человек. Повторять традиционные королевские орнаменты запрещалось. Каждая девушка в своем приданном обязательно должна была иметь вещи, украшенные при помощи техники батика. К примеру, красочные материи, занавеси, настенные панно, предметы гардероба. Даже сегодня у народов Явы одежда из расписанных вручную материалов пользуется большой востребованностью, часто она изготавливается в коммерческих целях.

В XVII-м веке, когда Ява стала голландской колонией, батик начинает поступать в страны Европы. В дальнейшем европейцами был изобретен электрический прибор батик-штифт, с помощью которого можно было хранить воск в расплавленном состоянии. В 1801-м году Жозе-Мари Жаккар создал автоматический станок со специальными перфокартами, благодаря которому появилась возможность производить полотна с рисунками, созданными художниками. Благодаря этому техника батика перешла на новый уровень. Самую большую популярность в Европе она приобрела лишь в конце XIX-го века.

Виды

Техника росписи ткани делится на несколько видов в зависимости от того, какие материалы используются, и какие этапы необходимо преодолеть, чтобы получить поверхность с эффектным рисунком. Особенность того или иного вида состоит в том, что один вариант идеален для синтетических волокон, второй – для декорирования шелка и т.д. Более детально ознакомиться с их отличиями вы можете ниже:

  • Горячий батик. В качестве резерва применяется воск. Для его нанесения используется специальный инструмент, называемый чантингом. Воск помогает ограничить распространение красящего вещества, т.к. не поглощает его. Такой вид росписи называется горячим вследствие того, что используемый в нем воск обязательно расплавляют. Нанесение краски осуществляется в несколько слоев, по окончании работы воск тщательно удаляют. Такой способ применяется для росписи хлопчатобумажной ткани.
  • Холодный вид. Идеально подходит для декорирования искусственных материалов, шелка. В технике применяют краски, изготовленные на базе анилина. Резерв бывает густым, если в его составе имеются резиновые составляющие и негустым, когда в качестве основы выступает бензин. Резиновые наносятся из тюбиков, а бензиновые с помощью стеклянных трубочек. Кроме того, могут использоваться как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный вид подразумевает однослойное нанесение краски, в связи с чем, работа требует от исполнителя большей аккуратности по сравнению с горячей технологией.
  • Свободная роспись. Широко применяется на материалах из натурального шелка и синтетических волокон. Для нее мастера часто применяют масляные краски и анилиновые красители.
  • Складной батик «сибори». Особенность этого вида состоит в том, что мастер выполняет перевязывание материи определенные образом, и только после этого окрашивает ее.
  • Узелковый вид. В этом случае на окрашиваемой ткани сначала делают множество небольших узелочков, перевязывая каждый из них ниткой. После окрашивания поверхности их аккуратно убирают.

Техника выполнения

Прежде всего, на полотно наносятся краски, чтобы на стыке разных оттенков получились четкие и ясные границы. Для этой цели используется резерв, т.е. специальный закрепитель на основе бензина, парафина и т.д. – состав варьируется в зависимости от выбранной техники, материала, красок. В основном выделяют следующие типы техник:

  • холодную;
  • горячую;
  • свободную роспись;
  • свободную роспись с применением солевого раствора.

Холодный батик

Роспись по ткани батик, как хобби, подойдет в основном терпеливым людям, т.к. этот процесс является трудоемким и длительным. Одной из популярных техник является холодная, которая появилась гораздо позже горячей, с развитием химической промышленности. Ее появление упростило работу. Роль воска в холодной технике выполняют специальные резервы, которые не нужно нагревать, вытравливать и снова наносить.

Для работы потребуется создать отдельное рабочее место. Идеальным вариантом является хорошо проветриваемое помещение, например, балкон. Связано это с тем, что пары резервирующего вещества оказывают не совсем хорошее влияние на здоровье. Если вы собираетесь использовать расписанный материал для применения в виде скатерти, шарфа и т.п., то учтите, что нужно произвести закрепление краски: запекание в духовке, запаривание на водяной бане без контакта с конденсатом/водой, утюгом. Если этого не сделать, то при первой стирке вся работа смоется. Вам понадобится:

  • простой карандаш;
  • резерв (черный), стеклянная трубочка для него;
  • каланоковые кисти, анилиновые составы;
  • кнопки, подрамник;
  • натуральный шелк (крепдешин).

Определитесь с выбором эскиза, для него вам потребуется лист тонкой бумаги. Если вы хотите что-то эффектное, то отдайте предпочтение цветам. Нанося элементы на полотно, старайтесь рисовать их так, чтобы каждый из них имел замкнутый контур. Наносить резерв на контуры нужно без задержки, но и без спешки. Последовательность действий:

  1. Для начала постирайте материю, затем натяните предварительно высушенное полотно на подрамник, используя кнопки.
  2. Возьмите стеклянную трубочку, наполните ее резервом. Нанесите состав на контуры элементов.
  3. Для увеличения количества оттенков разбавьте одну и ту же краску разным количеством воды. Используйте баночки из-под йогурта, одноразовые стаканчики.
  4. Займитесь росписью цветов (от светлого до темного тона) и фона.
  5. Возьмите соль, присыпьте ею полотно и дайте ему подсохнуть. Стряхните соль и после того, как материя высохнет, уберите ее с подрамника.
  6. Через 24 часа прокипятите полотно (около 3 часов), постирайте в теплой мыльной воде.
  7. Обязательно прополощите творение, добавив в воду чуточку уксуса. Аккуратно отожмите изделие и прогладьте его, пока оно влажное.
  8. После окончания процедуры выдуйте резерв обратно в емкость, а стеклянную трубочку ополосните в бензине. В противном случае остатки состава затвердеют, и инструмент станет непригодным для дальнейшего применения.

Горячий

Батик на одежде смотрится красиво и эффектно. Решив приобщиться к такому хобби, обратите внимание на горячий способ. Он подходит для тех, кто не любит кропотливо закрашивать каждый кусочек полотна, просиживая за этим делом по несколько часов. Даже без больших стараний у вас может получиться полотно, из которого сошьются эксклюзивные юбки, платки и даже костюмы. Работа при такой технике ведется с расплавленным на огне воском, стеарином, парафином или их смесью, поэтому будьте осторожны. Перечень инструментов, которые могут понадобиться при декорировании полотна:

  • натуральная ткань, к примеру, хлопок, шерсть, шелк;
  • картонный трафарет;
  • красящие средства для росписи по ткани;
  • стакан для воды;
  • воск, чантинг;
  • кисточки, резиновые перчатки;
  • целлофан, газеты:
  • фен или утюг.

Для работы вам лучше надеть одежду, которую не жалко будет испортить, т.к. краска для ткани практически не отстирывается. Как вариант, наденьте непромокаемый фартук. Горячая технология батика состоит из следующих действий:

  1. Для нанесения на полотно одного из перечисленных растворов воспользуйтесь специальным инструментом – чантингом. Он похож на леечку с тоненьким кончиком. Хотя, в последнее время широкое применение приобрели кисти, с помощью которых наносят мазки и точечные капли на ткань. После этого сверху нужно нанести слой краски.
  2. Далее можете снова нанести на некоторые зоны воск и другой тип краски. Чтобы узоры стали упорядоченными, используйте штампы, которые нужно окунать в расплавленный воск. Можете использовать 2-3 тона и больше.
  3. Как только краска высохнет, избавьтесь от воска. Для этой цели положите на ткань газету и прогладьте ее – она должна впитать расплавленное вещество. Затем положите новую газету и повторите процедуру. Делать это нужно до тех пор, пока воска на полотне совсем не останется.

Свободная роспись

Благодаря такой технике батика можно проявить все свои способности в области рисования, т.к. здесь нельзя сформировать рисунок по какому-то определенному шаблону. С помощью свободной росписи создается индивидуальное и неповторимое произведение. В основном такой тип техники практикуют с применением масляных красок со специальными растворителями или анилиновых красителей. Можете даже ставить эксперименты, добавляя где-то солевой эффект или резервирующий состав, или используя спиртосодержащие вещества, чтобы увлажнить ткань. Способы свободной росписи в батике:

  • красками, загуститель из резервирующей жидкости;
  • с помощью красок, солевого раствора;
  • печатными красками;
  • масляными красками;
  • по шелку, аппретирующий загустителями.

Свободная роспись с применением солевого раствора

Сущность этой техники заключается в том, что натянутую на рамку ткань, в зависимости от конкретного рисунка, пропитывают водным раствором соли (поваренной) и после ее высыхания производят роспись полотна. В некоторых случаях ее проводят красками из основных красителей, в которые был введен раствор соли. Такой подход помогает ограничить растекаемость краски по ткани и предоставляет возможность создавать рисунки свободными мазками. При этом можно варьировать как форму, так и степень насыщенности тем или иным цветом.

Следует добавить, что свободную роспись красками, в состав которых введен раствор поваренной соли, можно удачно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этой цели некоторые фрагменты рисунка создают свободной росписью с доработкой графическим рисунком. Фоновые перекрытия в этом случае осуществляют на участках, которые ограничены резервом. Вместо соли в качестве грунта может использоваться желатин или крахмал. Решив углубиться в это ремесло и попробовать создать эффектный рисунок таким способом, подготовьте следующие инструменты, материалы:

  • анилиновые красители:
  • солевой раствор;
  • отрез шелковой ткани, который натянут на раму;
  • эскиз будущей работы;
  • кисти для работы с красками разной толщины, кисти-флейц для пропитки материала, синтетика;
  • пипетка для забора краски, вода для промывки кистей;
  • палитра;
  • мягкий карандаш 8В.

Для приготовления солевого раствора возьмите пару столовых ложек соли на стакан воды. Разводить соль нужно в горячей воде в эмалированной или стеклянной посуде, чтобы все кристаллики растворились. В зависимости от поставленной задачи нанесите предварительную роспись очень мягким карандашом на натянутом шелке. Роспись по соляному раствору состоит из трех этапов:

  1. Роспись по-сырому. Подготовьте на палитре нужные цвета перед тем, как шелк пропитается раствором из соли. Кроме того, для разбавления красок используйте только солевой раствор. Пока шелк еще сырой, широкими прикосновениями или мазками кисти нанесите краски на свои места. По очень влажной ткани краска начнет растекаться неожиданными формами.
  2. Роспись по полусухому шелку и нанесение пятен второго плана. Пока шелк влажный и на нем образуются солевые кристаллики, вы сможете добиться живописных эффектов. Краска не разбегается неконтролируемо во все стороны, но от кисточки останется след, который впоследствии немного расплывется. Особенно это идеально для имитации природных фактур.
  3. Графическая прорисовка деталей, относящихся к первому плану. Как только солевой раствор высохнет, ткань станет хрустящей, а краска едва заметно растечется по ней. Продолжите работу прорисовкой деталей путем нанесения коротких мазков или ставя разного размера пятна.

Батик для начинающих

Занимаясь росписью ткани, вы обязательно почувствуется свою причастность к высокому искусству, особенно, когда начнете получать эффектные узоры и рисунки на ткани. Со временем вы сможете выработать собственный дизайн и стиль, в котором будет выдержаны разные предметы вашего гардероба. Новичкам лучше остановиться на технике холодного батика, т.к. горячий вариант является более сложным, трудоемким. Строго придерживайтесь технологии, чтобы сделанная работа получилась необходимого качества:

  • Вначале потребуется натянуть ткань на раму так, чтобы она не провисала. Мастера батика часто натягивают мокрое полотно, т.к. после высыхания она делается более упругим.
  • Подготовьте эскиз, который рисуют карандашом на бумаге.
  • Далее эскиз переводится на материю. Для этой цели бумагу закрепляют под материей так, чтобы линии узора можно было обвести на полотне мягким карандашом.
  • Обведите контуры, используя резервирующий состав. Чтобы набрать резерв, опустите носик стеклянной трубочки в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставьте спринцовку (резиновую) – с ее помощью жидкость будет всасываться в трубочку.
  • Затем проверьте контур. После полного высыхания резервирующего состава необходимо пройтись смоченной в воде кистью по всему рисунку по одну сторону от контура, а через некоторое время убедиться в том, что вода не перешла за линию резерва. Если вы обнаружите места, где контур окажется слабым, то после полного высыхания материи снова пройдитесь резервом по этим зонам.
  • На шестом шаге займитесь окрашиванием росписи. Будьте предельно аккуратны.
  • В конце снимите работу с рамы и закрепите батик при помощи проглаживания, запекания или как вариант, можете распарить (запарить) на водяной бане.

Что нужно приготовить для первых занятий

Прежде чем начать осваивать одну из техник батика, подготовьте соответствующие принадлежности. При этом помните, что успех закрепления цветов зависит и от качества используемых красок. В любом случае, стирать одежду с батиком нужно в прохладной воде с добавлением небольшого количества уксуса. Для первых занятий вам обязательно понадобятся:

  • Пяльцы или рама. Если вы планируете нанести роспись на небольшую площадь, то отдайте предпочтение пяльцам для вышивания. Если же вы собираетесь работать с большим форматом, то подготовьте специальную раму для батика – вполне подойдет и обычный подрамник. Крепить ткань на раме нужно на крючки, которые идут с ней в комплекте. Что касается подрамника, то закрепить на нем ткань можно ниткой и иголкой, причем сделайте это так, чтобы ткань не соприкасалась с рамой. Более простой вариант – закрепление ткани мебельным степлером (не подойдет для шелка) или кнопками.
  • Бумага. Подготовьте лист (или несколько) тонкой бумаги, чтобы сделать предварительный эскиз. Размер листа должен равняться площади рисунка на полотне.
  • Ткань. Лучше всего подходят тонкие натуральные ткани типа шелка, батиста, двунитки. Плотный материал не подойдет, т.к. резервирующий состав может не пройти через толстые волокна, в результате чего появится «взрыв» краски – один цвет начнет переходить на края и зону другого. Начинающим художникам рекомендуется остановить выбор на батисте.
  • Материалы, инструменты. В стандартном наборе для батика есть резерв, стеклянная трубочка для него и краски. В некоторых наборах встречается контурная жидкость, готовая к нанесению – заливается в тубу с тонким наконечником. Можно сварить резерв самостоятельно, но это занятие является не только трудоемким, но и пожароопасным.

Рисунки для батика для начинающих

Относительно простым вариантов для новичков является рисунок в виде композиции из цветов. Он отлично смотрится на детской и взрослой одежде, полотнах, которыми декорируются помещения. Чтобы на материи красовался целый букет, выполните следующие действия:

  1. нарисуйте три овала разного размера;
  2. в центре каждого овала изобразите волнистую цветочную сердцевину, а внизу – стебель;
  3. нарисуйте вокруг каждой сердцевины по цветку;
  4. изобразите наверху с правой части цветков бутон;
  5. сделайте более объемные стебли, подрисуйте к каждому из них листья;
  6. нарисуйте листья и вокруг цветков;
  7. в конце аккуратно сотрите все вспомогательные окружности.

Другим не менее интересным и быстрым вариантом является букет роз. Чтобы получить такой эскиз, нарисуйте на бумаге несколько окружностей, после чего преобразуйте каждую из них в распустившийся многослойный бутон. Потренируйтесь на бумаге, чтобы в дальнейшем вы смогли нарисовать розы резервом на материи с первого раза. Рисовать букеты цветов на полотне придется без каких-либо вспомогательных линий.

Пятиминутка из черной смородины на зиму

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕХНИКИ БАТИКА

Гарифуллина Люция Ильфатовна

студент 5 курса, кафедра технологии и дизайна ВятГГУ,
РФ, г. Киров

Кулябина Светлана Алексеевна

научный руководитель, доцент ВГУ,
РФ, г. Киров

В настоящее время особую ценность приобретают изделия ручной работы, и одним из самых популярных видов искусства, которое подразумевает выполнение изделий руками, является батик. Батик - это общее название разнообразных способов и техник художественной росписи по ткани. В основе искусства техники изготовления батика лежит принцип нанесения резерва. Данный принцип заключается в том, что отдельные участки ткани покрываются специальным составом, который не пропускает краску. И затем при нанесении краски на ткань именно эти неокрашенные участки формируют узор. В качестве резерва обычно используется парафин, пчелиный воск или различные смолы. Также в некоторых странах, например, в Индонезии сохранились древние рецепты резервирующего состава, приготовленного на основе рисовой пасты, которая наносилась бамбуковой палочкой. Но традиционным и наиболее распространенным видом резерва остается резерв на основе воска. Благодаря применению воска батик и получил свое название, которое в переводе с яванского языка означает «рисование горячим воском».

Учёные не пришли к единодушному мнению о времени возникновения искусства батика. Большинство считает, что этот способ оформления ткани появился в XIII-XIV веке. Самые древние фрагменты тканей с росписью в технике батика, возможно индийского или персидского происхождения, были обнаружены в египетских гробницах. А наиболее ранние сведения об окраске тканей в мировой литературе относят к I веку н. э. Плиний Старший в одной из своих книг подробно описал используемый в Египте способ окраски тканей: «В Египте окрашивают одежды удивительным способом: после того, как белое полотнище расчертят, его пропитывают не красками, но поглощающими краски веществами; когда это сделано, на полотнище не видно ничего, но, опустив его в котел с горячей краской, в надлежащее время вынимают окрашенным». Описание очень похоже на современное определение батика. Только сейчас такие растворы называют «резерв», так как они защищают полотно от краски, резервируя его первоначальный цвет. Несомненно, что корни данного вида искусства уходят в глубокую древность.

Существуют несколько видов батика. Одним из старейших и интереснейших видов оформления ткани можно считать узелковый батик (рис. 1). Это искусство имеет тысячелетние традиции. Даже самый простой и дешевый материал, расписанный этим способом, вмиг становится неповторимым. Принцип его преображения прост. По определенной схеме узора на неокрашенном полотне завязывают очень маленькие узелки, крепко перекручивая их нитью. Затем ткань окрашивают, удаляя нити, и в результате получается изумительный и неповторимый узор. Подобным образом можно окрашивать ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые . Краска под нитями, где перекручена ткань, не закрашивается, сохраняя свой цвет, а на остальных участках ткань окрашивается неравномерно, тем самым образуя цветовую растяжку.

Для того чтобы рисунок получился более интересным и богатым по цвету, такое крашение рекомендуется повторить 2-3 раза красками других цветов. После первого окрашивания и промывки ткани узелки не развязывают, а наоборот завязывают новые на других уже закрашенных участках материи и снова красят в ванной в другой цвет, тем самым получая большее количество тонов и более интересный рисунок. Данный процесс можно повторить и в третий раз, навязав новых узелков по полученному после второго крашения цвету. Такой вид крашения начинается переходом от светлого цвета (первое крашение) к самому темному (третье крашение). Но важно знать законы смешивания цветов, чтобы получить конечную желаемую окраску. Узелковый батик делается на различных материалах - хлопчатобумажных, вискозных, льняных, шерстяных, натуральном шёлке, ацетатных, триацетатных и капроне - разными классами красителей .

Но, несмотря на существование традиционной технологии окрашивания ткани многие страны могут похвастаться своим особым способом. Например, в Индии, где этот вид батика называют «бандана», существует дополнительный эффект в технологии узелковой техники. Индийские мастерицы научились, поддевая ткань при помощи длинного острого ногтя на мизинце, завязывать тысячи мельчайших узелков и, тем самым, создавать сложные многоцветные орнаменты. К тому же каждый узелок завязывают общей нитью. Сделав ею несколько витков на приподнятом ногтем кусочке ткани, ею же обматывают следующий приподнятый участок. После окрашивания и просушивания ткани ее не проглаживают. Таким образом полотно сохраняет эффект гофрировки. Подобный способ позволяет создавать ткани даже со сложным цветочным или «огуречным» рисунком. Эта техника росписи до сих пор используется в Индии при создании как дополнений к одежде, так и самой одежды. Обычно узелковым батиком оформляют праздничную одежду. В Западной Африке свои представления о технологии покраски ткани, которая заключается в том, что ее традиционно покрывают крупными ромбовидными узорами. Высота таких ромбов велика, она равна среднему росту человека от плеча до ступней. Такой крупный орнамент красиво смотрится в складках одежды, представляющую собой прямоугольное полотно шириной в размах рук с прорезью для головы .

Также эта техника была распространена в Японии, где она носила название «шибари», что значит «связывать узелком». В Японию эта техника попала из Китая и Индонезии и там уже развивалась своим путем, что обуславливалась ее своеобразной культурой, изолированностью и самодостаточностью . Также интересно то, что в стране в то время была распространена и другая техника создания рисунка, которая была сформирована еще на стадии ткачества. Она называлась - икат.

В каждой стране узелковый батик имел свои особенности. Часто его дополняли деталями, например, бусинками или вышивкой, а где-то кусочками зеркала (в Индии), в Африке изделия декорировались жемчужинам и раковинами.

Рисунок 1. Узелковый батик

Следующим, одним из наиболее популярных видов батика является горячий батик (рис. 2). Технология заключается в том, что расплавленный резерв наносится на контур рисунка или покрывает отдельные участки полотна. Данный батика возник в Индонезии, пережив свой расцвет на острове Ява, где специалисты в этом деле достигли небывалых высот мастерства. Существует Яванская легенда, которая гласит, что один из небесных богов Индонезии сошел на остров, увидел, как плохо жилось там людям, и решил им помочь. Раскинул по полям великолепные ткани, сгустил многоцветные тучи, у сотен пчел собрал по капельке воск и пустился в пляс, щедро разбрызгивая воск и оставляя затейливые узоры своих следов. А потом хлынул разноцветный дождь - зеленый, желтый, синий - и раскрасил рисунок красочным многоцветием. Так люди узнали о батике и научились красить ткани в яркие цвета и создавать изумительные по своей красоте изделия.

Но одежду из тканей с узорами, выполненными в этой технике, поначалу позволялось носить лишь избранным - аристократам. Свое свободное время они посвящали росписи тканей. Лишь со временем к этой тонкой и очень трудоемкой работе стали подключать и слуг, а затем и население острова. На острове Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавались из поколения в поколение, при этом в каждой семье называясь по-разному. Например, чеплокан, что значит «с повторяющимися узорами» или кавунг - «с круговыми элементами».

До производства первых тканей роспись наносилась на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, при помощи расплавленного воска диких пчел, а оставшиеся места затем окрашивались растительными красителями. С появлением тканей данная технология стала применяться для их оформления. Дело в том, что воск, будучи нанесенным на ткань, не пропускает через себя краситель, т. е. механически резервирует материю, которую затем можно окрашивать, поэтому участок, который покрылся воском, будет светлее другого, что дает возможность создавать множество различных эффектов путем удаления воска или пасты с окрашенной ткани.

Своего наибольшего подъема горячий батик достиг в XIV веке, когда был изобретен «чантинг», специальное приспособление для заливания воска, представляющее собой металлический резервуар с загнутым носиком, который насаживался на бамбуковую или деревянную ручку. Данное приспособление благодаря тому, что воск выливался тоненькой струйкой, позволял наносить тоненькие штрихи и создавать изысканные узоры.

Рецепты красок хранились мастерами в строжайшей тайне. Они изготавливались из натуральных красителей: деревьев, минералов, специй, цветов, камней и наносились только на натуральные ткани.

Особый вид горячего батика получил распространение в Китае. Там он назывался «лацзе». Традиции данной техники передавались в семьях из поколения в поколение. Особенность данной техники заключалась в технологии росписи ткани. Ткань натягивалась и заливалась горячим воском, который затем соскабливался, образуя узоры. Пространство узоров заливалось краской. Использовался и традиционный способ, когда узоры закрашивались воском и после высыхания погружались в чан с краской, краска покрывала материю, оставляя не закрашенными участки с воском и тем самым формируя узор. Мастерами батика в Китае прославился народ мяо в провинции Гуйчжоу. В своих работах они использовали различные техники батика и использовали разнообразные сюжеты, включающие изображения птиц, животных, цветов, растений, а также геометрические узоры. Роспись преимущественно производилась на шелке.

Рисунок 2. Горячий батик

Самым молодым, но не менее распространенным видом батика является холодный батик (Рис. 3). Этот способ предполагает нанесение резерва в виде замкнутого контура, создавая барьер, в пределах которого осуществляется роспись красками. В начале XX века батик начал переживать свое второе рождение, благодаря появлению в Европе восточных тканей. Но воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому был создан другой, более доступный и простой вид росписи с применением холодного резерва и соответственно других приемов росписи.

Данная техника отличалась от горячего батика не только температурой резерва, изменился его состав, инструменты для его нанесения, а также стиль росписи. Для росписи по шелку чаще всего используются белые и цветные линии, отделяющие одно цветовое пространство от другого, при этом все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри линии резерва. В результате рисунок образует четкие контуры.

На различных тканях краска ведет себя по-разному: на тонких шелках она растекается лучше, на более плотных хуже, и как правило, в холодном батике краски наносятся только поверхностно, мягкими кистями, губчатыми или ватными тампонами. При этом кисть с краской необходимо подводить близко к резервной линии. Делать это нужно для того, чтобы краска не окрасила разделяющий барьер и не перешла на соседний участок. Если же это случилось, необходимо смочить водой ватную палочку и попытаться удалить пятна краски, стараясь делать это быстро, до высыхания краски. Данный метод, за счет того что удаление резерва после окрашивания не подразумевается, считается наиболее простым и безопасным, что делает его доступным и популярным.

В России метод холодного батика применяется с 1936 года, благодаря изобретению резервирующего состава, который не требовал нагревания. Это сделало ее родиной «холодного батика». В промышленных предприятиях таким способом изготавливали как предметы гардероба: косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, так и изделия для интерьера: занавеси, скатерти, салфетки, абажуры. Позднее в данной технике начали создавать декоративные и живописные панно . В Европе широкое распространение холодный батик получил в 70-80-е годы.

Рисунок 3. Холодный батик

История, связанная с искусством батика, очень длинна и детальна, она передается от поколения к поколению, тем самым сохраняясь. При этом батик не имеет каких-либо жёстких рамок или традиций. Каждый художник может применять различные варианты росписи, внося что-то новое, постоянно совершенствуя свою технику.

Искусство батика, возникнув еще в древние времена, не только не теряет актуальности и в наше время, но и переживает пик популярности, особенно в нашей стране. Это неудивительно, поскольку преимущество этого вида искусства заключается в том, что оно доступно не только для профессиональных художников, но и для обычных, интересующих творчеством и рукоделием людей, так как особенности данной техники позволяют создавать замечательные по своей красоте изделия, которые поражают своим многообразием, вариативностью, яркостью красок, а также являются местом для воплощения творческих фантазий автора и создания уникальных работ.

Список литературы:

1.Горюшкина Н.И. Рукоделие и декор // Школа шитья [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.osinka.ru/Sewing/Dekor/About/Batik.html (дата обращения: 12.06. 2015).

2.Демин Л.Р. Искусство Индонезии. М.: Знание, 1965. - 210 с.

3.Жолобчук А.Я. Подарки из батика // Галерея Надежды Шубиной. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.fine-art-collection.com/library/batik/batik8.html (дата обращения: 12.06.2015).

4.Cинеглазова М.О. Распишем ткань сами. Ремесло и рукоделие.М.: Профиздат, 2001. - 62 с.

5.Стоку Сузи. Батик. Практическое руководство. М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005 г.

Зародившись в Азии и на Востоке, много веков развивалось именно там. Эта плодовитая земля родила немало мастеров, оставивших свой след в искусстве батика на многие, многие десятилетия.

А как же обстоят дела с российской стороной? На Руси у нас явно не рисовали на тканях с помощью воска и природных красителей, хотя одежда, конечно, была цветная — ткани в то время окрашивали . Об этом и поговорим.

Итак, все «расписную» одежду знать на Руси, а потом и в России, закупала в Европе, которая уже тогда переняла традиции восточных мастеров. Но пришло время становления и наших художников.

Интерес к батику в нашей стране возник довольно поздно — в 20-х годах ХХ века . В это время активно развивается новомодный стиль «модерн». Русские художники без ума от этой стилистики и творческих приемов. Центр всего, как обычно — Москва, Санкт-Петербург , также батиком начинают интересоваться мастера в Киеве, Одессе, Тбилиси.

Читайте также:

Интересно, что «русский батик» пошел по своему собственному пути, ведь истоков художники не знали, а, значит, не могли отследить преемственность традиций или какие-то конкретные технологические приемы. Вот почему первые работы батичистов начала прошлого века отличает некоторая размытость технологии и неопытность творческой манеры.

В это время активно расцветают творческие артели — своеобразные объединения мастеров различных областей. Не обошла эта участь и батичистов. Художники по ткани занимались в то время производством шалей, платков, одежды с росписью. Чаще всего это были мелкие заказы, но иногда судьба улыбалась такому объединению: они получали заказ из театра на создание сценических занавесей или ресторана — на оригинальную роспись штор.

В моду в ту пору входила асимметрия рисунка и , вот художники и находили вдохновение в собственной фантазии.

Однако, время НЭПа поубавило творческий пыл. Все, что с любовью создано талантливыми руками, ручная работа, штучный товар, а особенно — роскошные, витиеватые узоры и роспись — было объявлено как «несоответствие моральному облику советской женщины», как мещанство…

У страны была большая потребность в вымпелах, флагах и других атрибутах советской эпохи. Театральные занавеси с изображением серпа и молота — вот какие заказы стали получать художники. Если где-то штучный товар и продавался, то свой след в истории батика в эти годы не оставил.

И хотя в 30-40-х годах издавались книги по технологии росписи ткани и воспитано целое поколение , всеобщая уравниловка не способствовала развитию столь индивидуального и стильного вида искусства.

А вот в 50-е годы ситуация изменилась. Трудно поверить, но даже лозунг такой существовал: «Каждой советский женщине — по красивому платку». Текстильная и легкая промышленность возрождались, в московские и ленинградские фабрики приглашались для работы известнейшие художники.

Вот фамилии мастеров того поколения:

  • А. Алексеева,
  • К. Малиновская,
  • Т. Алексахина,
  • Н. Вахмистров,
  • С. Марголина,
  • Н.С. Балагурова,
  • И. Иноземцева и др.

Именно этим людям советские женщины обязаны появлению в свое гардеробе красивых платков (названия говорят сами за себя: «Труд», «Москва», «Весна» и т.д.). Чаще всего росписью становилось сочетание растительного орнамента и строгой геометрии рисунка.

В Москве появился художественно-производственный Фонд, помогавший начинающим мастерам росписи, устраивающий постоянные выставки и продвигающий интересные проекты. Батикистов стали отправлять за границу — чтобы перенять опыт познакомиться с традициями росписи других культур.

К концу ХХ-го века и началу ХХI-го тот вид декоративно-прикладного искусства активно развивается, он весьма полюбился россиянам.

Самые известные батикисты нашего времени это:

  • Сергей Давыдов
  • Ирина Трофимова
  • Татьяна Шихирева
  • Виктория Кравченко
  • Юрий Булычев
  • Виктор Парийский
  • Евгений Архиреев
  • Юрий Ярин
  • Александр Талаев и многие другие.

Батик Сергея Давыдова

Сегодня батик в России находится на высоком профессиональном уровне. Законодателями «моды» выступают московские мастера, многочисленные победы на международных выставках это подтверждают.

Наши художники переняли опыт своих предшественников и сумели выработать свой собственный индивидуальный стиль, сделав батик не только прикладным видом искусства, но и одним из самых талантливых способах художественного самовыражения. Модельеры, и интерьера — это лишь малая толика тех, кто сегодня трудится на этой ниве.