Женское образование в Англии XIX века. Всё что вы хотели знать о женщинах Британии Английские женщины-учёные XIX века

Классический стиль – сдержанный и утонченный одновременно. Не каждая барышня наденет на себя юбку ниже колена с блузой. Классика подойдет не всем. Английским стиль в одежде, который считают классикой, не исключение из правил.

Надевая на себя такую одежду, барышня демонстрирует готовность к постоянной работе над собой, стремление к совершенству. Выбрав его, запасаются терпением и в то же время успокаивают себя на случай, если узкие рамки не удастся соблюсти никогда. Если же все удастся, все условия будут соблюдены, простоватая девушка превратится в английскую леди.

Краткая историческая справка

Несмотря на то, что Англия – развитая страна, в некоторых смыслах слова она по сей день развивается, но это развитие тормозит следование традициям. 19 век в Англии – образцовый и сегодня. Модные тенденции, сложившиеся в эту эпоху, сохраняются поныне. Фундамент – сохранение традиций, несмотря ни на что.

Трудно поверить в то, что поначалу английская мода находилась под давлением и влиянием французской. Франция верховодила вплоть до модной революции, но потом утратили свой авторитет, и вернула все на круги своя. Из-за отделения английский стиль начал стремительное развитие, и к началу 19 века произошло первое становление. Именно тогда вывели и огласили основные черты стиля, которые неизменны и сегодня. Женщинам, которые решили изменить себя, показана работа над собой. Она будет касаться не только изменения гардероба, но и манер.

При желании можно собрать все правила стиля в одном месте: простота, элегантность, комфорт, строгость, удобство, добротные материалы, учет места и фигуры.

Хоть многие историки моды и говорят о переломе начале девятнадцатого века, зарождение стиля наблюдали и раньше. Первые толчки отмечали в 15-16 веках, когда складывалась английская аристократия. Как и многие другие сословия, у этого были свои особенности в быту и моральные устои. Так, например, барышни и мужчины тратили уйму времени на подбор туалетов, стремясь одеться безупречно и элегантно. Пышные и вычурные вещи оставляли в стороне. Лук получался строгим и простым. Так как основные положения дошли до сегодняшнего дня в неизменном виде, а стиль все-таки развивается, можно называть его незыблемой классикой.

Основные тенденции

Современные британцы предпочитают комфорт и функциональность во всем. Мода диктует свои установки, соблюдение которых хоть и отнимает уйму времени, но заканчивается созданием идеального образа. В гардеробе преобладает одежда с прямым кроем и приталенным силуэтом. Ни в коем случае не выбирают вещи, пошитые из полупрозрачных тканей. Также оставляют в стороне нечто бесформенное, похожее на балахон. Кстати, юбки мини запрещены. Стилисты называют этот стиль для женщин минималистичным, так как нет практически декоративных элементов, аксессуаров.

Известно, что женская одежда в английском стиле – это изделия, выполненные в сером, коричневом, зеленом, синем и традиционном бело-черном цвете. Не приемлют англичане яркости, а ценят приглушенность. Им не нравится ярко-выраженная фактурность.

Спокойные и уравновешенные англичане получают прекрасное воспитание и с детства обучены всевозможным манерам. Им подходит этот изысканный и практичный стиль, а ни какой-то другой. В Англии живут эксцентричные и эмоциональные особы, которые не приемлют его в традиционном виде. Строгий костюм гнетет их и зажимает в рамки. Для них придумали эпатажный гранж и casual, который для девушек подходит идеально.

Женская одежда

Королева Англии – эталон стиля для многих. Для женщин из разных стран походить на нее – это демонстрация верха совершенства. Истинными леди с выделением своей женственности и утонченности становятся не все. Чтобы старания увенчались успехом, соблюдают ряд правил.

  • Приталенный и прилегающий силуэт. Руководствуясь этим правилом, в бутиках приобретают пиджаки, обтягивающие фигуру, юбки с длиной до колена и платья с минимумом украшений;

  • Появление в гардеробе костюма с классическим кроем. Его придумала Коко Шанель сто лет назад. Тогда по подиуму щеголяли девушки в обтягивающих узких юбках и в строгом жакете. Сама по себе идея не нова, а позаимствована у мужчин, но именно женский костюм, несмотря на свою сдержанность, выглядит женственно и элегантно. Идея Шанель, как бы предложенная невзначай, прижилась;
  • Выбор практичной одежды;

  • Ограниченный выбор аксессуаров. У каждой англичанки есть перчатки из настоящей кожи, шарф, а также аксессуар, чье название на английском языке звучит так – «tote bag». Столь необычное название придумали для сумочки с характерной овальной или квадратной формой.

Для украшения себя на званом вечере, приеме во Дворце или на балу допускается ношение дорогой бижутерии, ювелирных изделий (бусы из жемчуга, брошь с россыпью бриллиантов и т.д.). Опять же, хоть и допускают их ношение, но вот стиль строго проговаривается: вычурность, броскость ни к чему, а сдержанность к месту. Если вещь действительно качественная, она не нуждается в дополнительном обрамлении.

На ножки надевают туфли-лодочки под цвет сумки или костюма. Макияж также делают с особой тщательностью, чтобы подчеркнуть свою ухоженность и аккуратность.

Современный стиль и его тренды

Хоть английский стиль сохраняет основные тенденции, складывающиеся годами, но в XXI веке он все-таки обзавелся рядом особенностей. Его берут за основу и считают отправной точкой тогда, когда развивают новые направления. Они рассказывают об авторитарности и больших возможностях моды туманного Альбиона.

Авангард

Вивьен Вествуд – основательница авангарда, которая покоробила незыблемые традиции. Она захотела уйти от серости посредством введения сочных красок и причудливых аксессуаров. Все, что сегодня выдают за авангард, демонстрирует дух бунтарства и протеста существующим правилам. Будучи королевой панка, Вивьен ввела в сложившийся стиль изысканные и необычные элементы декора, в частности заклепки, вышивку, булавы. Ткани на ее одежде украшают принты с абстрактным рисунком; цвета, из которых пошита она, разные, в том числе и не сочетаемые друг с другом.

Неудивительно, что многие стилисты называют плоды творчества Вивьен фантазией городской сумасшедшей женщины.

Ретро

Название этого направления на слуху у многих. Все знают, что этот стиль базируется на передаче образов 40-50-х гг. двадцатого столетия. В годы, тяжелые для всего мира, дамы надевали платья в мелкий цветок с романтичной расцветкой и юбки-тюльпаны. Это все в моде и сегодня, но с некоторыми поправками.

К костюму дамы надевают элегантный смокинг или удлиненный пиджак. Если они выбирают брюки, то только подчеркивающие стройность ножек. Платье для выхода в свет берут с открытой спинкой и с длинным шлейфом.

Остальные формирующие образ детали, будь-то макияж, прическа и маникюр, должны быть неброскими, но заметными. Вечернее платье с легкостью обыграют, прихватив с собой на званый вечер шляпку, сумку-клатч или тросточку в блестках и стразах.

Кантри

Модницы, которым не повезло жить в большом городе, облачаются в брючки галифе на подтяжках с блузой, на голову надевают шляпку из соломы, а на ноги обувь без ремешков и отправляются по своим делам.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ

Начну с "мифов". В России бытует мнение, что англичанки страшные и выглядят как лошади. Это не так. Англичанки довольно миловидные в массе своей, но зависит от классов. Уродство часто встречается в самых низших и самых высших слоях общества.

Англичанки не зациклены на своей внешности, немеркантильны в отношениях, за мешком с деньгами не гонятся в основном. Но это не отменяет классовость общества. Англичанка из upper middle class не часто будет встречаться с мужчиной из среднего класса к примеру. Очень много феминисток, поэтому, как я и писала, это повлияло на отношения между полами. Англичанки не сильно хозяйственны в быту, стремятся делать карьеру, детей заводят довольно поздно, принцип "плохонький да мой" тут не работает (хотя в низших классах работает еще как), довольно своенравны, в отношениях достаточно отстранены. Многие параноидально стараются сохранить свою свободу и боятся быть зависимыми от мужчин, а на самом деле просто очень поздно созревают для семейных отношений. Красивых ухаживаний от мужчины не ждут, сами берут то, что нравится. Как я и писала, вполне обычное явление секс по пьяни, ни к чему не обязывающие отношения, т.е. когда М и Ж просто fuck buddies. (подробнее буду писать в теме "семья")

Англичанки много пьют, зависит от соц положения, но представительницы всех классов часто упиваются до поросячьего визга одинаково. Апофеоз женского ужиралова это девичники, hen parties, английские леди дадут фору суровым челябинским мужикам в отношении спиртного.

Распространены межкультурные браки и отношения, но вот странное дело - встречаю пары, где англичанка, например, с негром, но пар, где англичанка встречалась бы с мужчиной из восточной Европы, не знаю.

Бытует мнение, о сферической английской леди в вакууме с прекрасными манерами и воспитанием. Это есть, да, но только в среде upper middle и аристократии. Так вот среди англичанок довольно мало грациозных и женственных женщин (я уже об этом когда-то писала, повторюсь). Я имею в виду не внешность или ухоженность, а то, как они себя держат: что называется demeanor. Каждая третья - сутулая, с плохой походкой, шаркают и волочат ноги, как бабки, у них резкие мужские движения (я говорю не о тетках, а о молодых женщинах). Многие не улыбаются, а оскаливаются. Тут не часто встретишь женщину с приятным смехом, с мягкой и грациозной пластикой. Многие ржут как лошади натурально, иногда аж вздрагиваешь от неожиданности, очень натужно и громко в рамках вежливости по отношению к собеседнику, чтобы как бы поддержать собеседника и по поводу и без повода.... зачем именно ржать, не понимаю, ведь хватает просто улыбки. Глаза при этом не смеются.

Это 16 летняя Селена, которая будет бороться за титул королевы красоты Англии. До этого она уже одерживала победу в ряде конкурсов

Фото я привела в пример того, как англичанки себя не умеют "держать". Селена мало того, что уже выигрывала в местных конкурсах красоты, так она еще и спортсменка. И полюбуйтесь на ее осанку, на снулые плечи, на откляченный живот, вообще на позу. Это не та поза, которая сейчас популярна в мире фэшн, когда моделей как судорогой сводит, нет, это именно неумение себя держать. Для обычного подростка м.б. и нормально, хотя родители с детства меня приучали держать осанку. В России, если девушки занимаются спортом или участвуют в конкурсах красоты, то первое, что "ставится" - это осанка и умение подбирать живот. Если в Англии даже в этих сферах не обращают внимание на это, то что уж говорить о простых людях, потому и закрепляются потом на всю жизнь плохая осанка, косолапая походка и пр.
Ну и опять же - стеклянная улыбка. Черты лица милые, но даже у девушки подростка нет искренности, открытости и светящейся улыбки. Вот это меня всегда удивляет.

Обратите внимание на ужасный макияж, я даже не знаю кого угораздило так ее изуродовать, а ведь готовились к съемках. Волосы выкрашены просто из рук вон отвратительно, особенно это ужасно смотрится на молодой девушке. И ничего, побеждала и может даже взять мисс Англия. Про наряд я уже молчу, взяли ролевой костюм на прокат из местного борделя надо понимать. Вот такой он, европейский "шик-модэрн" и стильный стиль в бытовой жизни. Я думаю, что такого не допустили бы даже на самом провинциальном конкурсе красоты в России.

Почти совершенно ушли такие понятия, что уместно и прилично делать женщине на публике, а что нет. В транспорте красятся, делают маникюр, пилят и красят ногти, плевать, что кто-то должен этим дышать. В офисе никто не считает зазорным взять и надушиться приторными духами, не выходя для этого в туалет.

Некоторые самоназванные гуру стиля, мигрировавшие на запад, постоянно критикуют манеру одеваться простых женщин в России. За гуру начинают вторить адепты стиля и моды в рунете и рождаются мифы о том, что на западе все женщины выглядят всегда стильно, даже пенсионерки - все яркие, дерзкие и шикарные. А по отношению к российским женщинам превалируют такие термины, как "колхоз стайл", "совок-стайл", "рашн-стайл" и т.д. Оделась девушка, скажем, в короткую юбку, каблуки, накрасилась - всё, это уже совок-стайл, и еще её обвинят в одном тяжком современном грехе - она Слишком Старалась. Сейчас ведь очень модно выглядеть effortless, т.е. слегка небрежно, вроде как вещи сами на женщину нанизались, а причёска сама соорудилась, а галушки сами в рот попрыгали, иными словами гоголь-стайл. Зачастую effortless gogol look становится великой самоцелью, на него тратят такое огромное количество времени, что с т.з. энергозатрат легче делать каждый день на голове фирменную укладку депутата Валентины Петренко в виде низкорослой древесно-кустарниковой заросли.

Я сама не в восторге от массовых российских трендов. Но ради вселенской гармонии хочется внести некий баланс и заметить, что стильно и со вкусом одетые люди - редкость на всех континентах и во всех странах. Просто в каждой стране есть свои шаблоны пошлости и дурновкусия, они иногда отличаются от российских вариантов, но это еще не делает западное массовое дурновкусие - стилем. Я живу в Лондоне, и я вас уверяю, что по улицам тут не ходят сплошь иконы и святые мощи стиля. Касательно celebrities я соглашусь с некоторыми "гуру" в том, что западные знаменитости на порядок лучше одеваются и выглядят, чем российские, но это не распространяется на простых людей. К тому же в среде западных знаменитостей полно женщин, которые выглядят очень скверно

Англичанки не гонятся за брендами, есть определенная прослойка, в которой гонятся, но такой одержимости брендами, как в России, в Англии, конечно, нет. Тут достаточно своих понтов, как бы ни старались писать некоторые страстные англофилы, что топ менеджеры сплошь как один ездят на общественном транспорте и донашивают дедушкин костюм.

КАК ОДЕВАЕТСЯ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКАЯ АНГЛИЧАНКА

Англичанки мало красятся, в одежде предпочитают удобство стилю. Обычное явление утром видеть спешащих на работу в City женщин, одетых в деловой костюм, но в кроссовках и с рюкзаком за спиной. Каблуки обычно носят только в клуб или ресторан, иногда как сменную обувь в офисе, но редко... женщина на высоких каблуках уже считается sexy. На ногах помимо кроссовок вездесущие балетки. Круглый год. Зимой можно видеть женщин укутанных в шарф, в теплом пальто, шапке при минусовой температуре и в балетках... на босу ногу. Я не знаю, чем так полюбились балетки, ходить в совершенно плоской обуви вредно и причиняет дискомфорт ступням. К тому же они редко кому идут. Идут только длинноногим, с тонкими щиколотками. Летом обычное дело - шлепки, или кроксы. Мне кажется, что кроксы придумал какой-то очень злой дизайнер-гей, отчаянный женоненавистник, более уродливой вещи придумать сложно. Ну и угги, или их дешевые аналоги, которые носятся так же круглый год.
автор статьи:

В целом стиль одежды унисекс: джинсы, кроссовки, спортивные куртки, темные пальто.

Есть еще один предмет гардероба, который отчаянно полюбили в Британии: леггинсы и скинни джинс. Я еще не видела ни одну женщину не с обложки, которой бы шли эти вещи. Скинни джинс еще ладно. Но леггинсы.... Если в 80е их носили с длинной футболкой или мини юбкой, то теперь их носят как штаны. хорошо, если они не просвечивают, но почти все леггинсы просвечивают, и их особенно полюбили страдающие ожирением, которых тут очень и очень много. Напоминаю, что носятся они с коротким верхом, который никак не прикрывает private parts. Особый жир, пардон за каламбур, это толстые негритянки в леггинсах со стеатопигией (это когда зад начинается от лопаток и заканчивается где-то сзади коленок). Это все равно, что выйти в трусах и капроновых колготках. Я уже молчу, какие анатомические подробности это выявляет, так называемая camel toe. Толстые тут мало комплексуют по поводу своей внешности. Наоборот, даже подчеркивают все недостатки. Полная женщина может хорошо выглядеть при правильном подборе одежды, но когда женщины под 100 кг и выше одеваются в леггинсы, короткие маечки, мини юбки, это уже, на мой взгляд, явное психическое отклонение.

В таких леггинсах не стесняются разгуливать даже знаменитости, например, Адель. Хорошо, что еще надела пугачевскую разлетайку, чтоб хоть как-то что-то прикрыть.

ТИПАЖИ ВНЕШНОСТИ

Среди аристократок довольно типична внешность с вытянутым лицом, невыраженным скошенным подбородком, длинными кривыми зубами, зубной ряд не развернут наружу, а расположен глубоким узким полукольцом, губы тонкие, рот маленький, нос длинный.
В прослойке иждивенцев, которые поколениями сидят на пособиях, внешность - деградантов, там нет каких либо отличительных черт, просто лица дегенератов. В России у бомжей лица более осмысленные

Англичанки из среднего класса и upper middle вполне миловидные и приятные на внешность

English rose - это тип внешности как раз миловидной англичанки.
В эдвардианскую эпоху самая фотографируемая актриса Лили Эсли как раз олицетворяет собой такой типаж

Рэйчел Вайс на нее очень похожа

Этот типаж воплощает и Rosamund Pike

Актрисы, внешность которых типично английская и миловидная, Джемма так и вообще писаная красотка

В прошлом году некая Саманта Брик опубликовала нашумевшую статью в дэйлимэйл о том, как тяжко живется, нам (т.е. ей), красавицам. И все завидуют, и все козни строят, одна отрада - цветы к ногам от пилотов самолетов, всякие бонусы от мимо проходящих мужчин, которые рады получить лишь улыбку в ответ от нас, т.е. от нее, красотки.

Статья вызвала шквал негатива, по понятным причинам, но такая женщина, с лицом родственницы Зюганова, вполне может пользоваться большим успехом у мужчин в Англии. Я не хочу сейчас придираться к ней, она обычная, хочу заметить только, что у нее абсолютно холодно-застывший взгляд и улыбка. оскал, о котором я писала. Будь у нее лицо самой Моники Белуччи, я не представляю, как с такими стеклянными глазами можно вообще говорить о красоте.

БЕЗДНА ЕВРОПЕЙСКОГО ВКУСА И СТИЛЯ

Приведу очень распространённые примеры дурновкусия, хочу заметить, что ниже описаны целые соц пласты, а не какие-то немногочисленные фрики

  • TOWIE (не путать с townie, что есть синоним чавов) Towie это девушки из графства Эссекс, essex girls.
    Это вариант жесткого англицкого гламура. Имперское великолепие ослепляет стразовым сиянием и поражает силиконовым размахом. Обязателен искусственный загар, силикон во всех выступах туловища, вставная отбеленная челюсть, ботоксная невозмутимость, нарощенные ногти/волосы/ресницы, стразы на лобке..лучше везде, блестящее платье-бондаж максимально открытое, туфли на железнодорожной платформе и метровой шпильке.
    Акроним towie происходит от названия постановочного "реалити" шоу The Only Way Is Essex, которое весьма популярно в Британии.
    Звезда шоу - Эми Чайлдс

    Пара эпизодов из шоу:
    Ботоксная вечеринка (обратите внимание на акцент)

    Кумушки обсуждают полюбовников

    Эссекский мэйковер. Из мышки в прынцессу (щадящий вариант)

    Типичный пример девушек а ля towie на выпасе в пятничный вечер любого британского города (кстати в таком виде они ходят и в минусовую температуру зимой). В лондонском сохо такие табунами водятся. Несмотря на то, что towies стараются выглядеть как можно бохато, они довольно непритязательны в отношении мужчин: рады, если ухажер перед перепихом, хоть в бургерошную сводит.

  • Scouse girls С востока Англии двинемся севернее - в Ливерпуль, где каждый год проходят скачки, а там щеголяют местные модницы и настоящие леди.
    Scouser - это достаточно презрительное название жителя Ливерпуля.
    Я не в силах описать сие роскошество, поэтому картинки говорят сами за себя







  • Nothern lasses . Самым отважным предлагаю отправиться еще дальше на север и оказаться в New Castle, где живут свободные духом, нравом и телом северянки.
    Они не особо отличаются от towies и scousers, ну может только "более лучше" одеваются и "более сильней" пьют.



  • Chav girls - самые моднявые на раёне, им нет равных и для них нет географических границ в пределах королевства. О чавах и прочих деклассированных элементах я еще напишу, очень интересная тема. А пока кратко о женщинах этой категории. Чавы не рабочий класс, это иждивенцы, поколениями сидящие на пособиях. Стиль одежды у женщин спортивный, четыре мышиные волосины забраны в эффектный "конский хвост", оставшиеся две - прилизана гелем в косую челку, в ушах серьги-кольца, в зубах сигарета, выражение лица "на шухере". обязательный аксессуар - жестянка энергетика/дешевого пива в одной руке, вторая рука толкает коляску с младенцем, счет которому потерян. Беременность всегда в тренде у чавок, потому что под детей гос-во выделяет жил площадь. Уважают клетку от марки burberry до такой степени, что бренд уже перестал продавать одежду с фирменным принтом в Британии





    БРИТАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ МОДА

    Теперь несколько примеров того, что здесь считается стильным и модным. На мой вкус очень спорно, но все-таки интересно.
    Этим в частности мне Лондон и нравится - полно забавных персонажей и самой можно свободно экспериментировать со стилем.




    (с)

  • Алина Возная

    В старой доброй Англии высшим достижением женщины было создание семьи. Традиционному обществу противостояли изменщицы и «синие чулки».

    «Синие чулки»

    В середине 18 века годах английская писательница Элизабет Монтегю организовала интеллектуальный салон. Среди посетителей ее дома выделялся ботаник Бенджамин Стиллингфлит. Вопреки правилам этикета, вместо черных шелковых чулок он носил синие шерстяные. Со временем «синими чулками» лондонцы стали так называть всех участников таких собраний.

    В начале 19 века «синий чулок» - обидный ярлык для женщины, увлеченных образованием или работой в ущерб личной жизни. Со временем прозвище поменяло оттенок - так называли эрудированных дам, жизнь которых не ограничивалась ролью жены и матери.

    Отношение к образованным и самостоятельным женщинам в Англии 17-18 века не было однозначным. Одни мужчины их боготворили, другие - опасались. «Синие чулки» проводили время в салонах вместе с литераторами, философами и художниками. Многие из этих женщин сами писали книги или открывали школы.

    Слишком умная для брака

    Английская писательница и филантроп Ханна Мор стала «синим чулком» из-за разбитого сердца. Ей было 22 года, когда она согласилась выйти замуж за Уильяма Тернера. Старший на 20 лет жених не спешил назначать дату свадьбы, а через 6 лет разорвал помолвку. По слухам, у отвергнутой невесты случился нервный срыв. Тернер чувствовал свою вину и назначил Ханне Мор годовое содержание в размере 200 фунтов ($43 тысячи на сегодня; дальше все суммы будут указываться в долларах с учетом инфляции) . Эти финансы позволили ей уехать в Лондон, стать участницей «Общества синего чулка», заняться литературной деятельностью и открыть школу для бедных. Позже Мор снова звали замуж, но на вторую помолвку она не решилась.

    Ханна Мор - англійська письменниця, поетеса і драматург, член «Товариства синьої панчохи». Портрет роботи Генрі Пікерсгілла. Джерело: Національна портретна галерея в Лондоні / npg.org.uk

    Где-то в середине 19 века в редакцию журналов «Семейный друг» и «Домашний журнал англичанки» пришло письмо с просьбой о совете. Джентльмен боялся играть свадьбу со своей девушкой после того, как ее эссе победило в литературном конкурсе. Мужчина не мог решить: найти безграмотную и заботливую невесту или жениться на «синем чулке», которая за интеллектуальными занятиями может забыть про услужение мужу.

    Издатель и главный редактор журналов Сэмюэль Орчарт Битон написал читателю гневный ответ. Сам он был женат на талантливой колумнистке и писательнице Изабелле Мэри Битон. Она помогала мужу во всех рабочих делах, а в 1861 году написала культовую «Книгу о ведении домашнего хозяйства» .

    К 1868 году было продано 125 тысяч экземпляров.

    Где искать жениха

    Прозвище «старой девы» было получить намного легче, чем стать «синим чулком». Достаточно было не выйти замуж к 30 годам.

    В 1850-х годах в Англии было на 650 тысяч меньше мужчин, чем женщин. Женихов на всех не хватало. Более того, в надежде сколотить состояние джентльмены массово уезжали покорять колонии: Индию, Канаду, Австралию и Новую Зеландию. Леди отправлялись вслед за любовью. Одни самостоятельно покупали билет в Австралию за $3500. Другие пользовались услугами «Общества эмиграции женщин среднего класса», основанного Марией Рай в 1862 году. Общество помогало женщинам переехать на новое место, найти жилье и работу: гувернанткой, учительницей, служанкой.

    Впрочем, большинство англичанок выходило замуж на родине. Идеальный возраст для брака: 23-25 лет. Шансы найти жениха были велики весной и летом во время лондонского сезона. В случае удачи начинались ухаживания, за которыми следовала помолвка. Она длилась от полугода и в редких случаях превышала два года.

    Аристократы съезжались в столицу для участия в заседаниях парламента. С ними приезжали и неженатые сыновья. В это время чаще устраивались скачки, спектакли, балы и приемы.

    «Прощальный взгляд на Англию», Форд Мэдокс Браун, 1855 год. Источник: Бирмингемского музей и художественная галерея / artchive.com

    Отпусти, но не прости: как наказать обманщика

    Обе стороны могли разорвать помолвку. Но если решение исходило от одного только жениха, он должен был проявить такт, иначе брошенная невеста могла подать в суд. Девушки предоставляли доказательства ухаживаний: письма, подарки, иногда совместного ребенка. Суд не способен был заставить мужчину жениться, но мог назначить финансовую компенсацию.

    В 1824 году Мария Фут отсудила $405 600 у бывшего жениха, который несколько раз переносил свадьбу, но в церковь так и не явился. Другая брошенная невеста, Эдит Уильямс, получила $22 300 у Эдварда Хьюза, будучи от него беременной.

    Обычно, мужчины не избегали женитьбы. Общество осуждало не только «старых дев», но и одиноких джентльменов. Если обеспеченный здоровый человек не имел жены, у него подозревали наличие тайных изъянов.

    «Подружка невесты». Джеймс Тиссо, 1883-1885 гг. Источник: Wikipedia

    Как правильно выбирать любовника

    Как помолвку и разрыв, в Англии 18 и 19 веков развод тоже почти всегда инициировал мужчина. Веской причиной развестись общество и суд признавали измену жены. Более того, супруг мог потребовать у ее любовника денежную компенсацию.

    Так сделал баронет Ричард Уорсли в 1782 году. Супружеская жизнь с Сеймур Дороти Флеминг не ладилась. Но девушка не унывала и заводила любовников, от одного из которых родила ребенка. Ричард принял дочь как свою, чтобы избежать позора. Но вскоре жена бросила его окончательно и укатила с другом семьи, капитаном Джорджем Биссеттом.

    Ричард Уорсли оценил ущерб в $4,3 миллиона. Но капитан имел талантливого адвоката. Тот подал встречный иск и обвинил самого баронета в аморальном поведении. Якобы однажды муж лично предложил Биссетту взобраться к себе на спину, чтобы рассмотреть, как выглядит его обнаженная жена во время плавания. Учитывая новые обстоятельства, суд присудил Уорсли символическую компенсацию в 1 шиллинг.

    Баронет так и не дал официального развода жене, поэтому ей пришлось жить за счет любовников. Повторно выйти замуж она смогла 12 сентября 1805 года, через месяц после смерти нелюбимого мужа. В качестве приданого у 46-летней новобрачной было наследство в $8 миллионов.

    Леди Уорсли (Сеймур Дороти Флеминг), картина Джошуа Рейнольдса, 1776 год.

    Английские академические традиции в самом стандартном представлении - это закрытые школы и известные университеты, шарфы и галстуки колледжей, студенческие правила и ритуалы... И ни одной женщины. Британский академический мир долго оставался сугубо мужским пространством, и женщинам пришлось приложить немало усилий, чтобы оказаться там наравне с мужчинами.

    Английскую женщину XIX века легко представить в экипаже, откуда она заглядывается на освещённые газовыми лампами витрины магазинов, либо же, напротив, за работой - когда она, не щадя рук, натирает крыльцо мелом.

    Однако викторианские женщины не только блистали в свете или занимались тяжёлым трудом. Мы расскажем о том, как они учились и учили. Наш рассказ основан на информации из книг Екатерины Коути «Женщины викторианской Англии» и «Недобрая старая Англия», книги Татьяны Диттрич «Повседневная жизнь викторианской Англии», а также на примерах из классических романов эпохи.

    Где учились бедные

    Качество образования, которое могла получить девочка, очень зависело от социального класса, к которому принадлежала её семья.

    Дети из бедных семей имели возможность посещать благотворительные школы. Такие заведения содержали дамы-благотворительницы и попечители-промышленники, которые были живо заинтересованы в притоке новых рабочих рук на свои фабрики. Неудивительно, что девочек много обучали рукоделию, шитью и кулинарии, не особенно углубляясь в науки.

    Образование получали в пансионах, которые могли различаться по статусу, однако даже в заведениях для богатых царили спартанские порядки. Не говоря уже о тех заведениях, куда отсылали девочек из простых семей и сирот. Правила были строгие, и за провинности девочек подвергали наказаниям, в том числе телесным. Популярнее всего были удары линейкой по рукам.

    Одно из самых ярких описаний подобного места можно найти на страницах романа «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте. Джейн, девочка с живым воображением, которая много читала дома, в приюте впервые сталкивается с необходимостью зубрить, а также много заниматься рукоделием.

    «Так как я не привыкла учить наизусть, то сначала уроки казались мне бесконечно длинными и трудными; частая смена предметов также сбивала меня с толку, и я была рада, когда наконец, около трех часов, мисс Смит дала мне полоску кисеи в два ряда длиной, иголку, наперсток и сказала, чтобы я села в уголке классной комнаты и подрубила кисею. В этот час большинство девочек занималось рукоделием, лишь один класс стоял вокруг мисс Скетчерд; девочки читали, в комнате царила тишина. Я с интересом прислушивалась к чтению, замечая про себя, как отвечает та или другая девочка и что говорит ей мисс Скетчерд - бранит или хвалит её».

    Кстати, сама писательница, как и её старшие сёстры, училась в Кован-Бриджской школе для дочерей духовенства. Считается, что это заведение с его холодом и плохими условиями послужило прототипом приюта Ловуд из «Джейн Эйр». Сёстры Шарлотты заболели в пансионе чахоткой и умерли, как и любимая подруга Джейн. Позже Шарлотта Бронте училась в Роу-Хэдской школе, и там же осталась в качестве преподавательницы.

    Другая английская романистка, Джейн Остен, поучившись у родственницы, заболела тифом. В очередной раз забрав её из пансиона, её родители предпочли дать дочери семейное образование - учителями Джейн стали отец, братья и обширная домашняя библиотека.

    Также основы образования девочки могли получить в работных домах - при условии, что их родители трудятся там же. Работный дом, где приходилось трудиться много часов подряд, был одним из главных кошмаров бедных англичан. Обычно там оказывались, когда все остальные возможности прокормить семью были исчерпаны. Нельзя сказать, что качество образования, которое дети могли получить в работных домах, было высоким.

    Существовали ещё сельские школы, которые обычно не делали различия между девочками разных возрастов - и старшие, и маленькие могли сидеть вместе, получая немного разные задания. Была распространена практика, при которой старшие учили младших или менее подготовленных, почти избавляя от этой необходимости учительниц.

    Согласно опросу 1841 года, 67 % мужчин и 51 % женщин называли себя грамотными (по крайней мере, могли написать своё имя). С 1880 года в Англии начальное образование стало обязательным и для мальчиков, и для девочек.

    Как учились богатые

    Пока условной Джейн Эйр требовалось учить языки, историю и арифметику, чтобы потом претендовать на рекомендательное письмо и место классной дамы или гувернантки, девушки из знатных и богатых семей готовились найти себе хорошую партию после окончания учёбы. Поэтому небогатые девочки иногда получали более глубокое образование, чем их более обеспеченные ровесницы, которых ждали брак с достойным джентльменом и наследство.

    Само собой, в юных викторианках стремились воспитать качества, необходимые хорошей жене. А значит, обучение было направлено в первую очередь на то, чтобы привить им главные женские добродетели того времени - скромность, кротость, готовность помогать больным и обездоленным, и в то же время изысканность, утонченность вкуса. Девушек обучали живописи, музицированию, танцам, французскому языку.

    Чтобы воспитать юную леди, девочку могли отдать в частную школу либо пригласить гувернантку для домашнего обучения. Иностранным языкам девочек часто обучали француженки и немки. Для домашних занятий отводили специальную комнату, в которой были парта, грифельная доска, книги и наглядные пособия.

    Гувернантками становились образованные, но бедные девушки - по большей части от нужды, из необходимости помогать семье или накопить на приданое. Из-за этого образ гувернантки выпадал из привычной системы традиционных социальных ролей - незамужняя женщина, которая не является ни леди, ни прислугой, как с ней вообще себя держать?

    «Прислуга считала, что если женщина вынуждена работать, то она приравнена в своем положении к ним, и не желала ухаживать за ней, старательно демонстрируя свое пренебрежение. Если же бедняжка устраивалась в семью, в которой не было аристократических корней, то хозяева, подозревая, что она смотрит на них свысока и презирает за отсутствие надлежащих манер, недолюбливали её и терпели только для того, чтобы их дочери научились держать себя в обществе» , пишет Татьяна Диттрич.

    Неудивительно, что девочки, к которым была приставлена гувернантка, тоже часто не слишком жаловали её и редко относились с уважением:

    - Не напоминайте мне, дорогая, о гувернантках, у меня от одного этого слова нервы не выдерживают. Я пережила такие мучения от их неумелости и взбалмошности. Слава Богу, теперь я отделалась от этого!

    Мистер Дент склонился к пылающей благородным возмущением даме и что-то прошептал ей на ухо - по её реакции я поняла: он напомнил ей, что одна из представительниц этого проклятого племени находится среди них.

    (Шарлотта Бронте, «Джейн Эйр»)

    Впрочем, иногда гувернантки, ощущая двойственность своего положения и стресс от необходимости соблюдать достоинство, не отставали, терроризируя своих учениц:

    «В классной комнате была кладовка, где хранились книги для занятий. Мисс Блэкберн клала туда же на тарелке кусок хлеба для своего ланча. Каждый раз, когда я что-то никак не могла запомнить, или не слушалась, или возражала чему-нибудь, она запирала меня в этой кладовке, где я сидела в темноте и дрожала от страха. Особенно я боялась, что туда прибежит мышка есть хлеб мисс Блэкберн. В своем заточении я оставалась до тех пор, пока, подавив рыдания, могла произнести спокойно, что теперь я хорошая. Мисс Блэкберн заставляла меня заучивать наизусть страницы истории или длинные поэмы, и если я ошибалась хоть на слово, она заставляла учить меня в два раза больше!»

    (Свидетельство, приведённое в книге «Повседневная жизнь викторианской Англии»)

    Чему и как учили

    Школы имели стандартизированную программу обучения, а вот содержание учебной программы, которую предлагала гувернантка, сильно зависело от конкретной учительницы.

    Екатерина Коути приводит такой план урока из пособия для учительниц, написанного некоей мисс Джонсон в 1867 году:

    1. Назови основные исторические достопримечательности Англии.

    2. Какая из планет ближе всего к Солнцу, а какая дальше всего? Назови их диаметры и период обращения вокруг Солнца.

    3. Назови главные исторические лица в период правления Октавиана Августа.

    4. Расскажи о преимуществах и недостатках обучения в Спарте.

    5. Назови генералов Наполеона Бонапарта.

    6. Сколько существует типов архитектуры?

    Тема для сочинения: гордыня.

    Викторианские экзаменационные вопросы впечатляют широтой охватываемых тем, но не подразумевают глубокого погружения предмет. Девушкам прививали скорее общую эрудицию, чем серьёзные предметные знания и методологию той или иной науки.

    На «частую смену предметов» жаловалась и Джейн Эйр. Для образования тех времён был характерен не междисциплинарный, а «прыгающий» подход, при котором от Гая Юлия Цезаря учительница могла вдруг перейти к астрономии. Считалось, что это развивает широту знаний (правда, в ущерб системности). Некоторые учительницы ликовали, когда таким образом им удавалось застать врасплох и «срезать» какую-нибудь дерзкую ученицу.

    Главным же методом обучения была зубрёжка, которая предполагала, что девочки должны запоминать большие фрагменты текстов. Нетрудно догадаться, что лучшие оценки получали обладательницы хорошей памяти.

    Женщины в университетах

    Викторианский подход предполагал, что всё мужское является нормой, тогда как женское - отклонением. Женщина, по мнению людей того времени, включая именитых учёных, обладает менее развитым мозгом, чем мужчина. Кроме того, отвлекаясь на образование, женщина поступает эгоистично, отлынивая от своих непосредственных обязанностей. Неудивительно, что при таком подходе женский ум воспринимался как своего рода изъян, болезнь, которую можно исправить супружеством.

    Тем не менее, в английском образовании были свои . Благодаря им женское образование реформировалось. Так появились Челтенхэмский женский колледж и Университетская школа Северного Лондона, основанная Мэри Басс, где девушек готовили к поступлению в университет. Однако, как указывают источники, кройке и шитью там тоже уделялось много времени. Например, одна из учениц рассказывала в своих мемуарах, что на экзамене её попросили обметать петлю для пуговицы (девушка получила хорошее домашнее образование, однако шитьё ей не давалось).

    В 1840-х годах открылись два женских колледжа: Королевский колледж и Женский колледж, в котором обучалась искусству одна из дочерей Чарльза Диккенса. В 70-х годах девушки уже посещали занятия в колледжах Ньюнхэм и Гиртон в окрестностях Кембриджа, а также в двух колледжах Оксфорда (впрочем, викторианцы и тут блюли приличия - во время общих с молодыми людьми занятий с девушками должна была быть компаньонка). В эту же пору открылась Академия изящных искусств Слейда с совместным обучением и появилась Лондонская медицинская школа для женщин.

    Первым высшим учебным заведением Англии, где могли учиться в том числе и женщины, стал Лондонский университет. В Оксфорде и Кембридже женщины учатся с 1884 и 1881 годов.

    Английские женщины-учёные XIX века

    Несмотря на то, что женских имён в истории науки викторианской эпохи намного меньше, чем мужских, некоторым исследовательницам и изобретательницам удалось войти в историю, а также изменить облик науки своего времени.

    Каролина Гершель, которая приехала в Англию из Гановера, еще в конце XVIII века открыла три новых туманности и комету, а в 1835 году официально стала членом Королевского астрономического общества.

    Традиционно женскими увлечениями в те времена считались энтомология и ботаника. Несмотря на то, что коллекционирование засушенных насекомых и цветов проходило про части хобби, а гербарии рассматривались в первую очередь как предмет эстетической ценности, изучение женщинами природы способствовало развитию зоологии и ботаники, а также естественнонаучной иллюстрации. Тут можно упомянуть имена Сары Боудич Ли и Оливии Тонг, которые создавали удивительные по красоте и натуралистически точные изображения растений и животных.

    Каждая модница хочет выглядеть стильно и привлекательно. Для этого необходимо лишь обратиться к модным стилям в одежде. Сегодня речь пойдет об очень популярном и известном английском стиле.

    Немного истории

    Модные тенденции далекого XIX века до сих пор актуальны в Англии. Стиль далекого прошлого является настоящим воплощением добрых традиций, которым стараются следовать современные модники и модницы.

    Изначально английская мода развивалась не без участия французской. Именно Франция диктовала свои правила стиля, и это продолжалось вплоть до модной революции. После этого английские веяния моды обрели самостоятельность и перестали зависеть от французских.

    Вскоре после этих событий мода в Англии стала стремительно развиваться и меняться. В первой половине XIX века были выделены основные черты стиля, которые мы можем наблюдать и в настоящее время.

    В то время дамы, которые хотели выглядеть безупречно, должны были поработать не только над своим гардеробом, но и манерами.

    В далеком прошлом и сегодня английский стиль отличается своими основными характеристиками: он очень простой, элегантный, удобный и строгий. Все вещи из этого направления изготавливаются из добротных материалов и идеально сидят на фигуре.

    Хотя историки и специалисты говорят о переломном моменте XIX века, на самом деле стиль стал зарождаться намного раньше. Его зачатки появились еще в XV-XVI веках. Это было время английской аристократии, которая оказала значительное влияние на моду того периода.

    У аристократов были свои жизненные особенности и моральные устои. В те времена мужчины и женщины тратили огромное количество времени на подбор туалетов. Люди старались выглядеть максимально элегантно и модно.

    Пышные и пестрые вещи откладывались в самый дальний уголок. Внешний вид модниц и модников всегда получался строгим, лаконичным и сдержанным.

    Основные черты английского стиля дошли и до наших дней, но само модное направление не перестает развиваться с течением времени. Этот факт вполне позволяет назвать такое направление бессменной классикой.

    Особенности

    Главной особенностью этого строгого стиля можно назвать его ориентированность на дам всех возрастов. Каждая модница сможет подобрать изысканный лук, который будет смотреться стильно и гармонично.

    Элегантные наряды можно подобрать как для повседневных выходов, так и для походов на работу или торжественных мероприятий.

    Нельзя не отметить и несравненный комфорт одежды. Английский стиль отличается своим удобством, так как вещи изготавливаются из высококачественных материалов с учетом всех особенностей женской фигуры.

    Английский стиль приветствует минимализм и сдержанность во всем. Это касается не только одежды, но и обуви, аксессуаров, прически и макияжа. Всего должно быть в меру.

    Подвиды и направления

    Английский стиль богат на различные модные направления. Молодая девушка или женщина постарше сможет подобрать для себя идеальный комплект в любом исполнении. Образ получится очень элегантным, если грамотно подобрать все его составляющие части. Познакомимся поближе с модными направлениями английского стиля.

    Современный стиль

    Неповторимый английский стиль сохраняет свои модные тенденции, которые складывались годами. Но в далеком XIX веке он все же приобрел некоторые особенные черты.

    Он является бессменной основой, когда зарождается новое модное направление, которое всегда демонстрирует авторитет и широкие возможности туманной Англии.

    Хипстерский

    В сороковые годы в США появилась молодежная субкультура, к которой относились хипстеры. Сначала так называли поклонников джазовой музыки и тех людей, которые являлись ценителями искусства.

    Сегодня к хипстерам относятся молодые люди (15-30 лет), которые постоянно ищут что-то новое в музыке и киноиндустрии и не представляют жизнь без современной культуры и искусства. Такие модники и модницы предпочитают следовать особому стилю в одежде.

    Фундаментом этого модного направления является бессменный винтаж, переплетающийся с современностью. В гардеробе хипстеров всегда есть зауженные джинсы и яркие кеды. Не обходятся их молодежные образы и без обуви на платформе, разнообразных шарфиков, очков в крупной оправе, различных головных уборов, клетчатых рубашек, шорт и маек.

    Зачастую за этими экстравагантными облачениями скрываются тонкие и очень ранимые личности, которые все пропускают через себя. К таким ярким образам они обращаются для того, чтобы выделиться из серости толпы.

    Деревенский

    Деревенский стиль еще называют кантри. Он является максимально удобным и практичным.

    К этому модному направлению изначально обращались девушки, живущие в сельской местности. Затем интересные модные решения пришлись по вкусу и городским модницам.

    Создать непринужденный деревенский образ можно с помощью брюк-галифе с подтяжками, свободной блузки и удобной обуви без дополнительных ремешков. В подобном ансамбле очень гармонично будет смотреться обычная соломенная шляпа.

    Ретро

    Современные модницы знают, что это модное направление опирается на стильные образы сороковых годов XX века. Это было тяжелое для всех стран время. Тогда модницы наряжались в милые платьица в маленький цветок и юбки-тюльпаны. Подобные вещи и сегодня не потеряли своей актуальности, но претерпели некоторые изменения.

    Сегодня к костюмам модницы могут добавить элегантные смокинги или удлиненные пиджаки. Брюки надеваются лишь для того, чтобы подчеркнуть стройные и длинные ножки. Платье для вечернего выхода можно подобрать с сексапильной открытой спиной и длинным шлейфом.

    Следует помнить, что все остальные элементы лука (макияж, прическа) не должны быть пестрыми и яркими. Например, роскошное вечернее платье можно дополнить дамской шляпкой и небольшим клатчем.

    Авангард

    В английскую классику внесла авангард знаменитая Вивьен Вествуд. Она хотела отодвинуть скучную серость на второй план, добавив в стильные образы яркие краски и оригинальные аксессуары.

    Сегодня авангард является настоящим воплощением бунтарского духа. Это модное направление не знает рамок и границ. Вивьен добавила в уже сложившийся стиль нетривиальные декоративные элементы: булавки, клепки и вышивки.

    Текстиль на ее одежде дополняют абстрактные принты с разнообразными рисунками. Интересные вещи шьют из материалов разных расцветок, которые могут объединяться друг с другом в одном наряде.

    Одежда

    Стиль английской королевы является настоящим эталоном этого модного направления. Дамы со всего света считают, что сходство с королевской особой делает их совершенными. Но перевоплотиться в истинную леди не так-то просто.

    Для этого необходимо следовать некоторым правилам.

    1. Рекомендуется наряжаться в вещи, обладающие приталенным или облегающим кроем. Это касается пиджаков, облегающих женское тело, юбок до колена и лаконичных платьев с минимальным количеством декоративных деталей.
    2. В гардеробе обязательно должен быть костюм классического кроя. Подобный наряд был разработан знаменитой Коко Шанель около ста лет назад. В то время на подиуме дамы демонстрировали зауженные брючки, облегающие юбки и солидные жакеты. Строгие костюмы были позаимствованы из мужского гардероба и прекрасно вписались в элегантные женские образы.
    3. Будьте осторожнее с аксессуарами. У каждой английской леди в модном арсенале имеются кожаные перчатки и очаровательные шарфики.