Скоморохов николай михайлович. Советские асы. Очерки о советских летчиках Как погиб в дтп скоморохов николай михайлович


Скоморохов Н. М.

Источник: ru.wikipedia.org
Дата: 1960-е годы

Скоморохов Николай Михайлович – советский лётчик, маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Биография
Родился 19 мая 1920 года в селе Лапоть (современное Белогорское Красноармейского района) в русской крестьянской семье. Детство провёл в родном селе, где в 1935 году окончил школу. В дальнейшем переехал в Астрахань, работал слесарем и токарем на заводе имени Третьего Интернационала, окончил библиотечный техникум. С 1939 года учился в техникуме и аэроклубе. С декабря 1940 года добровольно в Красной армии. В марте 1942 года окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов, в конце того же года попал на фронт. Воевал на Закавказском, Северо-Кавказском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Участвовал в боях за Кавказ, освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, финальных сражениях в Австрии. Всего за 2,5 года боёв Скоморохов совершил 605 вылетов, провёл свыше 130 воздушных поединков, в которых лично сбил 46 немецких самолётов. При этом сам советский ас ни разу не был ранен, не удавалось противникам и подбить самолёт Скоморохова. В послевоенные годы лётчик-герой окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе и Военную академию Генерального штаба. Являлся командующим воздушной армией, избирался депутатом Верховного Совета СССР, с 1973 по 1988 годы руководил Военно-воздушной академией имени Ю. А. Гагарина. В 1992 году после нескольких лет на посту инспектора-советника группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР вышел на пенсию. В браке с женой Марией воспитывал дочь Светлану. Примечательным фактом является дружба с Владимиром Высоцким, который посвятил Николаю Михайловичу песню "О погибшем друге". На параде к 40-летию великой победы Скоморохов был удостоен права пронести Знамя Победы по Красной площади. 14 октября 1994 года Николай Михайлович Скоморохов, ни разу не терпевший крушение в военном небе, трагически разбился в автокатастрофе. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды
Первое звание Героя Советского Союза Скоморохову было присвоено 23 февраля 1945 года за 483 боевых вылета, во время которых он сбил 25 самолётов лично ещё 8 в составе группы, а также уничтожил штурмовыми действиями наземные цели: 3 бомбардировщика, 13 повозок с боеприпасами, склад с горючим и 9 железнодорожных вагонов (к декабрю 1944 года). 18 августа 1945 года лётчик был вторично удостоен звания Героя Советского Союза за 520 боевых вылетов и 35 лично сбитых вражеских самолётов к марту 1945 года. Также Скоморохов награждался орденами Ленина, Октябрьской Революции, Александра Невского, Красной Звезды, пятью орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны первой степени, орденами За службу Родине в Вооружённых Силах СССР второй и третьей степеней, различными медалями. Среди иностранных наград Скоморохова примечательны болгарские медали "Отечественная война" и "20 лет Болгарской Народной армии", венгерский орден Красного Знамени и югославский орден "Партизанская звезда" первой степени.

С коморохов Николай Михайлович - командир эскадрильи 31-го истребительного авиационного полка (295-я истребительная авиадивизия, 9-й смешанный авиакорпус, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт), капитан.

Родился 19 мая 1920 года в селе Лапоть, ныне село Белогорское Красноармейского (бывшего Золотовского) района Саратовской области в семье крестьянина. Русский. В 1930 году с семьёй переехал в Астрахань. До 1935 года учился в средней школе, затем окончил школу ФЗУ. Работал слесарем и токарем на астраханском судостроительном заводе имени III-го Интернационала, окончил библиотечный техникум. С 1939 года одновременно учился и в Астраханском аэроклубе.

В декабре 1940 года призван в Красную Армию Золотовским районным военкоматом АССР немцев Поволжья. В марте 1942 года окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов имени А.К. Серова (с октября 1941 года действовала в эвакуации в Азербайджанской ССР). Служил в запасном авиационном полку ВВС Закавказского военного округа (Баку).

В действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны старший пилот 164-го истребительного авиационного полка 295-й истребительной авиационной дивизии старший сержант Н.М. Скоморохов - с конца ноября 1942 года, вылетал с аэродрома города Адлер. В январе 1943 года одержал первую победу над врагом. В конце 1943 года переведён в 31-й истребительный авиаполк той же дивизии. С 1943 года - командир звена, с марта 1944 - заместитель командира, а с октября 1944 - командир эскадрильи. Воевал в составе 5-й и 17-й воздушных армий на Закавказском, Северо-Кавказском, с мая 1943 - на Юго-Западном, с октября 1943 - на 3-м Украинском фронтах. Принимал, участие в обороне и освобождении Кавказа, освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, разгроме врага на территории Австрии. Член ВКП(б)/КПСС в 1943-1991 годах.

К 28 декабря 1944 года совершил 483 боевых вылета, во время которых он сбил лично 25 и в составе группы 8 самолетов противника, а также штурмовыми действиями уничтожил: 3 самолета противника, 11 автомашин, 13 повозок с боеприпасами, 1 склад с горючим, 9 железнодорожных вагонов.

З а образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года капитану Скоморохову Николаю Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В боях за город Будапешт (Венгрия) капитан Скоморохов Н.М. сбил 2 самолета из "бриллиантовой эскадры" гитлеровских военно-воздушных сил. К марту 1945 года выполнил 520 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 35 самолётов врага.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года майор удостоен второй медали "Золотая Звезда".

Всего во время Великой Отечественной войны Н.М. Скоморохов совершил 605 боевых вылетов, провёл более 130 воздушных боев, сбил лично 46 фашистских самолетов и 8 самолетов в группе, а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника. Невероятно, но сам Скоморохов ни разу не был ранен, его самолет не горел, не был сбит, за всю войну не получил ни одной пробоины.

В послевоенные годы продолжил службу в Советской Армии. В 1949 году окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. С ноября 1949 года - командир 111-го гвардейского истребительного авиационного полка. С апреля 1952 года - заместитель командира, с января 1954 года - командир истребительной авиационной дивизии в ВВС Забайкальского военного округа.

В 1958 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил СССР. С октября 1958 года - первый заместитель командира, с февраля 1961 года - командир истребительного авиационного корпуса. С апреля 1968 года - командующий 69-й воздушной армией, с апреля 1972 года - командующий 17-й воздушной армией. Генерал-полковник авиации (1972). С августа 1973 года - начальник Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина. С августа 1988 года - военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С мая 1992 года - в отставке. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 6-8 созывов (1962-1974).

Жил в городе-герое Москве. С 1992 года - председатель Российского Комитета ветеранов войны и военной службы. Автор свыше 140 научных трудов, нескольких военных учебников, двух книг мемуаров и двух повестей. Трагически погиб в автомобильной катастрофе 14 октября 1994 года в городе Монино Московской области. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 11).

Маршал авиации (2.11.1981). Награждён орденами Ленина (23.02.1945), Октябрьской Революции (1980), пятью орденами Красного Знамени (30.07.1943, 25.01.1944, 30.12.1944, 31.01.1945, ...), орденами Александра Невского (17.12.1944), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (29.04.1944, 11.03.1985), орденом Красной Звезды (1956), орденами "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 2-й (1988) и 3-й (1975) степеней, медалями "За боевые заслуги" (1951), "За оборону Кавказа", "За взятие Будапешта", "За взятие Вены", "За освобождение Белграда", "За безупречную службу" 1-й степени и другими медалями, иностранными наградами: орденом Красного Знамени (Венгрия, 1955), орденом "Партизанская звезда" 1-й степени (Югославия, 1945), медалями Болгарии "Отечественная война" и "20 лет Болгарской Народной армии".

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Н.М. Скоморохова в 1953 году установлен в его родном селе. Именем Героя названа средняя школа в городе Астрахань. В Москве, на доме где жил Герой, установлена мемориальная доска.

В оевать Николай Скоморохов начал в ноябре 1942 года в предгорьях Кавказа, когда наступление немецко-фашистских войск в этом районе полностью выдохлось. На сухопутном фронте наступило временное затишье, но в воздухе бои не прекращались. Над пиками гор почти ежедневно разыгрывались горячие схватки. В одной из них молодой летчик одержал свою первую победу.

Было это в канун Нового года. Немецкий двухмоторный самолет-разведчик "фокке-вульф-189" (прозванный "рамой") барражировал над расположением советских войск. Экипаж "фоккера" корректировал огонь своей артиллерии по одной из наших батарей. Командир полка майор Микитченко приказал лейтенанту Скоморохову уничтожить корректировщика. Разность в скоростях нашего истребителя и "рамы" была огромной, и Скоморохову не без труда удалось сблизиться. Забравшись на высоту, он атаковал фашиста сверху сзади и выпустил длинную пушечную очередь. По расчетам летчика разведчик должен был быть сбит. Но когда Скоморохов сделал боевой разворот, увидел, что "рама" летит ему навстречу как ни в чем не бывало и зло хлещет в направлении нашего "ястребка" из всех пулеметов. Последовала стремительная лобовая атака. На этот раз снаряды Скоморохова достигли цели: "рама" загорелась и, оставляя за собой дымный траурный шлейф, рухнула в горное ущелье...

С каждым боевым вылетом росло летное мастерство Николая Скоморохова, закалялась его воля. Вскоре он был назначен командиром звена, стал летать в качестве ведущего группы. Первое же задание во главе четверки Ла-5 Скоморохов выполнил блестяще. Вот что записано об этом боевом вылете в личном деле героя:

"4.12.1943 г. Выполнял задание на сопровождение группы Ил-2. В районе цели штурмовики были атакованы восемью самолетами Ме-109. Несмотря на численное превосходство противника, Скоморохов смело вступил в бой. Дерзкими атаками, с большим риском для жизни, он расстроил боевые порядки вражеских истребителей, сорвал их замысел и дал возможность "ильюшиным" полностью выполнить боевое задание. В воздушной схватке Скоморохов лично сбил двух "мессеров", принудив остальных покинуть поле боя. Летчики 951-го штурмового авиационного полка, вернувшись на аэродром, устроили старшему лейтенанту Скоморохову торжественную встречу".

О сенью 1944 года война переместилась на территорию Венгрии. Капитан Скоморохов в то время командовал эскадрильей "ла-пятых". Он" провел в венгерском небе десятки воздушных боев, одержал ряд блестящих побед. В боях под Будапештом Скоморохов истребил целую группу фашистских асов, в том числе заместителя командира и командира так называемой Бриллиантовой эскадры - лучшей в германских ВВС. Многие воздушные бои, проведенные Скомороховым в тот период, можно по праву отнести к лучшим образцам советского летного искусства. Классическим примером в этом отношении является воздушный поединок, который произошел 21 декабря 1944 года.

В тот день капитан Скоморохов в паре с младшим лейтенантом Филипповым вылетел на "свободную охоту". В районе озера Веленце, где наши наземные войска прорвали оборонительную линию "Маргарита" с целью окружения будапештской группировки противника, летчики встретили восемь самолетов "фокке-вульф-190". Это был новый немецкий истребитель с мощным мотором, бронированной кабиной, вооруженный двумя пушками и двумя пулеметами. Максимальная скорость его составляла 625 километров в час. "Фоккеры" шли с подвешенными бомбами, намереваясь нанести удар по нашим механизированным соединениям, прорвавшимся глубоко в расположение противника.

Филиппов, прикрой! - скомандовал Скоморохов своему ведомому и, набрав высоту, помчался на фашистских истребителей. Свой удар он направил по ведущему. Гитлеровец заметил опасность, пытался вывернуться из-под удара, но было уже поздно: блеснув огнем, ударили пушки "лавочкина". Длинный язык пламени лизнул фонарь кабины, и "фоккер" штопором пошел к земле.

Боевым разворотом Скоморохов вывел свой самолет из пикирования и заметил, как в район боя подошли еще две группы "фокке-вульфов". Считая свое превосходство подавляющим, фашисты шля самоуверенно. На самом деле, что могли сделать два наших "ястребка" с тридцатью вражескими истребителями?

Атакую левую группу "фоккеров"! Филиппов, прикрой! Я Скоморохов, прием, прием! - передал по радио Скоморохов и устремился на врага снизу.

Сегодняшний бой с превосходящим противником, представлявшийся со стороны довольно рискованным, он вел спокойно, уверенно, считая его обычным.

Через секунду в наушниках Филиппова раздался треск двух пушечных очередей и в следующее мгновенье за его крылом пронесся к земле еще один объятый пламенем "фоккер". И тут же на немецком языке в эфире прозвучала тревожная фраза:

В воздухе Скоморокхофф!..

Это предупреждение было передано трижды.

Двадцать восемь "фоккеров" сразу же рассыпались в разные стороны. Сбросив бомбы на свои войска, гитлеровцы удирали из-под удара наших летчиков. Но бегство удалось не всем. Один стервятник с переворотом пошел к земле и взорвался от пушечной очереди младшего лейтенанта Филиппова. Взмыв свечой, Филиппов догнал еще одного "фоккера" и уничтожил его точным ударом вдоль фюзеляжа. В это время Скоморохов пошел в третью атаку. Теперь один, без Филиппова, так как опасаться было уже нечего - фашисты удирали. Используя преимущество Ла-5ФН в скорости, капитан настиг гитлеровца, отставшего от группы. Немецкий летчик метнулся вверх, но не спасся: через секунду он уже летел вниз, прошитый короткой пушечной очередью Произошло, казалось, невероятное: тридцать вражеских самолетов потерпели поражение от двух советских истребителей, потеряв при этом пять своих машин...

В боевых действиях Скоморохова было много нового, оригинального. Он был рьяным поборником новых боевых порядков истребителей основу которых составляло не звено из трех самолетов, а пара и звено из четырех машин. Его эскадрилья первой в полку перешла к боевым порядкам, эшелонированным по высоте и рассредоточенным по фронту. Знаменитое правило: "истребитель обороняется только нападением" -было законом в боевой работе советского аса и его питомцев.

Николай Михайлович Скоморохов родился в семье рабочего. По национальности русский. Член КПСС с 1943 года. В Советской Армии с 1940 года. Начал службу курсантом Батайской авиационной школы пилотов, которую окончил в 1942 году.

После Великой Отечественной войны окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе и Академию Генерального штаба. Ныне генерал-полковник авиации Н. М. Скоморохов продолжает служить в Военно-Воздушных Силах Советской Армии. Он заслуженный военный летчик СССР. Избирался депутатом Верховного Совета СССР шестого, седьмого и восьмого созывов.

После окончания Астраханского аэроклуба Николай Михайлович Скоморохов был направлен в военное училище летчиков. Он окончил его, когда Великая Отечественная война была уже в полном разгаре, и сразу же был отправлен на фронт. Встречи с противником не пришлось ждать: в первые же дни Николая послали на боевое задание.

Немецкая «рама» барражировала над нашими войсками, корректируя огонь своих артиллеристов. Николай первым заметил врага и дал знать об этом ведущему. На глазах у Скоморохова его командир звена лейтенант Владимир Евтодиенко в стремительной атаке сбил ФВ-189. Самолет, действительно напоминавший раму, неуклюже клюнул носом и пошел к земле.

Скоро открыл свой боевой счет и Николай Скоморохов. Точно такая же «рама» показалась над линией фронта. Фашисты, видимо, производили разведку. Вот как сам Николай Скоморохов рассказывает о первой победе:

«Я мечтал о встрече один на один с врагом. Этот момент пришел. И что же? Вокруг ничего не случилось... Сейчас будет первая схватка. Чем она обернется? Чью жизнь оборвет?

Нас, конечно, двое. Но это же проклятущая «рама». Мы знали: если сразу ее не сразишь - потом с ней трудно управиться.

Захожу в атаку сверху. ФВ-189 растет, растет в прицеле - пора открывать огонь. Расходимся метрах в двадцати. Иду на косую полупетлю, не выпускаю «раму» из поля зрения. А она, развернувшись, ухитрилась пристроиться в хвост Евтодиенко. На полной скорости захожу фашисту в лоб, бью из всех трех огневых точек. От «рамы» что-то отлетает, она у меня на глазах вспыхивает. Но еще держится в воздухе. Начинает уходить, отбиваясь теперь от Евтодиенко. Видимо, немец решил, что я уже свое сделал, ушел в сторону.

Лучшие дня

Но я не выпускаю из своего поля зрения оба самолета. Снова завернул полупетлю, вышел прямо на «раму» и дал очередь по ее бензобакам. Клевок. Шлейф дыма. Удар о скалы.

Неописуемая радость охватила меня. Я что-то заорал во все горло, взвился свечой в небо.

А Евтодиенко, мой добрый командир и надежный товарищ, ходил в это время чуть в стороне и стерег меня. Он уже знал, что многие погибали именно в порыве беспечной радости от успеха в бою, и смотрел в оба.

А на земле он сказал Микитченко:

Скоморохов уже сам может учить других воевать...»

Так была одержана первая победа.

Однако после успеха были и неудачи. Несколько дней подряд встречался Скоморохов с вражескими самолетами - и все безрезультатно. Один из воздушных боев был особенно напряженным. Несколько раз Николаю удавалось поймать в прицел «мессершмитт». Он нажимал на гашетки, следовали пушечные очереди, но враг ускользал как ни в чем не бывало.

Раздосадованный вернулся Николай на свой аэродром и отправился докладывать командиру эскадрильи Я. И. Микитченко.

И вот стоят друг перед другом два летчика: умудренный боевым опытом командир и еще совсем молодой пилот. Он упрямо насупился и с жаром доказывает:

- «Мессершмитты» так бронированы, что их не пробьешь.

А ты куда бил?

Николай, все еще взволнованный неудачей, широко развел руки и показал, как он сближался с противником.

Вот она, твоя ошибка, - заметил Микитченко. - Брал малое упреждение, и все снаряды прошли за хвостом «мессершмитта».

Майор Микитченко еще до войны окончил военную академию и напряженно изучал технику боя, всесторонне анализировал каждое сражение. Его анализ был всегда конкретным и в то же время глубоко теоретическим. Это очень помогло Николаю Скоморохову. Он навсегда запомнил, как доходчиво растолковывал ему командир все детали воздушного боя.

Николай Скоморохов оказался способным учеником. Он настойчиво изучал опыт старших товарищей и быстро приобретал необходимые боевые навыки, которые ярко проявились в многочисленных воздушных боях.

Жаркий воздушный бой разгорелся 14 июня 1943 года при отражении налета семи ФВ-190 и восьми МЕ-109 на аэродроме Нижняя Дуванка. В воздух по сигналу тревоги с аэродрома Буденновка и других соседних аэродромов было поднято 24 ЛА-5. Бой происходил на большом пространстве между отдельными группами. О мужестве и мастерстве наших летчиков свидетельствуют семь сбитых вражеских самолетов. В этом бою отличился и Скоморохов со своим ведомым В. М. Шевыриным.

Прошло немного времени, и Скоморохова назначили командиром эскадрильи. Он сам стал водить летчиков в бой. Хмурым ноябрьским днем возглавляемая им четверка истребителей летела на прикрытие наземных войск. Облака сверху, облака снизу. В лохматом белом туннеле две пары истребителей. Скоморохов не видит войск на земле, но он знает, что там сейчас идет сражение. Прорван еще один укрепленный рубеж врага, наши подвижные группы входят в прорыв. И если противник с воздуха попытается нанести по ним удар, нужно вступить в бой.

Пролетев некоторое время по прямой, Скоморохов стал разворачивать группу и тотчас увидел впереди и выше в разрывах облаков двух «фокке-вульфов».

Атакую, прикрой! - скомандовал ведущий своему ведомому - младшему лейтенанту Б. И. Кислякову и боевым разворотом пошел вверх.

Как всегда, немного волнуясь, Скоморохов стал ловить самолет противника в прицел. Блеснув огнем, ударили пушки, и все разом было кончено: вражеский самолет накренился и задымил. Второй гитлеровец с переворотом ушел вниз.

Но опасность не исчезла. Набирая высоту, Николай увидел десять «фокке-вульфов», которые шли бомбить и штурмовать наши войска.

Кисляков, прикрой! - снова приказывает Скоморохов и сверху мчится на фашистских истребителей. В строй вражеских самолетов врезается и вторая пара наших летчиков - Борис Горьков и Василий Гриценюк.

Фашисты рассыпаются и, сбросив бомбы вне цели, спешат уйти, скрыться от ее знающих страха советских летчиков.

Но к месту боя уже подходят две новые большие группы вражеских самолетов. Вверху над ними кружат 16 «фокке-вульфов», четыре «мессершмитта» - две группы.

Горькову и Гриценюку атаковать первую, я атакую вторую, - передал летчикам Николай Скоморохов.

Не все сразу поняли его замысел. Казалось, распылять силы не стоило. Но Скоморохов действовал уверенно. Он решил не допустить прицельного бомбометания. А этого можно было достигнуть лишь дерзкими, одновременными атаками обеих групп самолетов противника.

Короткие, как вспышки огня, атаки сверху чередовались с ударами под разными ракурсами снизу. Расчетливым оставался ум Николая и в эти вихревые минуты. Он видел все, что нужно было видеть воздушному бойцу и командиру. Взмывая вверх, он заметил, что Горьков зашел одному вражескому истребителю в хвост, а переходя в атаку, видел уже падающий в огне и дыму самолет противника, сбитый Горьковым.

Гитлеровец не выдержал атаки Скоморохова, метнулся вверх, но было уже поздно: через секунду он уже мчался к земле, прошитый короткой пушечной очередью. Произошло, казалось, невероятное: 20 самолетов противника отступили перед четырьмя советскими летчиками, бежали, сбросив бомбы на головы своих же солдат.

Это не первая и не последняя победа группы самолетов под командованием Н. М. Скоморохова.

«4.12.1943 года, выполняя задание на сопровождение ИЛ-2, в районе цели штурмовики были атакованы восемью самолетами противника МЕ-109.

Несмотря на численное превосходство противника, капитан Скоморохов смело вступил с ним в бой, В этом бою показал исключительные образцы храбрости и своим мастерством не дал возможности истребителям противника атаковать наших штурмовиков. Все штурмовики возвратились благополучно на свой аэродром. В этом воздушном бою тов. Скоморохов сбил два самолета противника. На аэродроме капитану Скоморохову за отличное прикрытие штурмовиков и проявленное мужество в бою была устроена торжественная встреча».

Это - лаконичные строки из личного дела Н. М. Скоморохова. Но сколько мужества, воинской доблести скрыто за этими скупыми фразами!

К началу Ясско-Кишиневской операции боевое мастерство Николая Скоморохова становится более зрелым, Высоко оценивают его боевые действия не только летчики, друзья Николая, но и пехотинцы, танкисты и артиллеристы - все, кому воздушные бойцы помогали одерживать победу над врагом. А для летчиков благодарность с поля боя была самой большой наградой.

Так, в районе Вишневки нашим танкистам преградила путь вражеская артиллерия. На помощь танкистам устремились летчики. Восьмерка истребителей во главе с Николаем Скомороховым обнаружила тщательно замаскированные орудия противника. Прикрывая друг друга от внезапного воздушного нападения, наши истребители 40 минут штурмовали цель, уничтожая пушечным огнем вражескую технику и живую силу. Они заставили фашистские батареи замолчать и облегчили нашим танкистам продвижение вперед.

Еще более совершенными, тактически дерзкими были действия летчиков во главе с Николаем Скомороховым в освободительном походе советских войск, в небе пяти государств, на территории которых происходили заключительные схватки с немецко-фашистскими захватчиками.

Однажды - это было при освобождении Белграда - наши наземные войска старались захватить мост через реку Сава, но каждый раз гитлеровцы мощным огнем отбрасывали атакующих на исходные позиции. На помощь пришли летчики-штурмовики. Но на этот раз они столкнулись с непредвиденными обстоятельствами. Раскисший от дождей аэродром не давал возможности загружать «ильюшины» бомбами, приходилось штурмовать противника без бомб. Та же непролазная грязь на полевых аэродромах мешала работе наших истребителей, а вражеская авиация взлетала с бетонных полос и по количеству превосходила нашу.

Но советские летчики не спасовали перед трудностями. Отсутствие бомб они возместили увеличением времени нахождения над целью, бурными, стремительными атаками. А нехватку сил прикрытия с воздуха прекрасно восполнило блестящее мастерство группы истребителей, возглавляемой Николаем Скомороховым.

Появившись над целью, «илы» ударили по артиллерийским и минометным батареям противника. Часть из них удалось уничтожить, расчеты других попрятались в укрытия и прекратили огонь. Воспользовавшись этим, колонна наших танков и мотопехоты на полном ходу ворвалась на мост, проскочила его и через несколько минут завязала бой на другой стороне реки.

Штурмовики продолжали поддерживать атаку наземных войск. Они уже делали десятый или одиннадцатый заход на цель, когда в эфире раздался голос командующего воздушной армией, руководившего боем:

- «Орлы»! «Орлы»! Возвращайтесь домой. За отличную работу объявляю благодарность.

Николай Скоморохов предупредил штурмовиков:

Будьте внимательны, появились немецкие истребители.

Штурмовики уходили от цели на бреющем полете. А в это время Николай Скоморохов и его ведомые продолжали вести бой с «месеершмиттами». Противник знал, что наши истребители уже долгое время находятся в воздухе, что у них вот-вот кончится горючее и, если их не удастся сбить, они сами упадут на землю. Чтобы затянуть бой, фашистские летчики устроили настоящую воздушную «карусель».

Скоморохов разгадал коварный замысел противника и с первой же секунды повел бой активно. Уже одна из первых атак увенчалась победой. Сраженный меткой очередью советского летчика, горящий «мессершмитт» врезался в землю. Остальные фашистские вояки пустились наутек.

Наши истребители взяли курс на свой аэродром. Топлива хватило только для посадки, Рулить на стоянку летчики уже не смогли, но они были рады сообщению, что все «илы» остались невредимыми.

По характеру боевой работы Николаю Скоморохову часто приходилось летать вместе со штурмовиками, и этот бой был не единственным, а может быть, даже не самым показательным с точки зрения высокого летного искусства при выполнении такой специфической задачи, как прикрытие штурмовиков над полем боя. Сам Скоморохов любит вспоминать другой воздушный бой. Он произошел позднее, но по результатам его справедливо можно поставить на первое место.

Аэродром, где базировались наши истребители, располагался почти у самой линии фронта. Сопровождение штурмовиков обычно организовывалось так: группа «илов» выходила на аэродром истребителей. Здесь уже стояли готовые к взлету самолеты ЛА-5. По команде они взлетали и занимали свое место, сопровождая штурмовиков до цели и обратно. После этого -садились на своем аэродроме.

Так было и 10 апреля 1945 года. Наши части находились на подступах к Вене. Скоморохов и Горьков уже побывали у линии фронта. Встретиться с врагом им не пришлось - в воздухе уже действовала группа летчика Михаила Савченко из эскадрильи П. Г. Якубовского и другие истребители. Они надежно прикрывали поле боя. Однако через несколько минут группа Савченко должна была уйти из района цели: кончилось горючее. На некоторое время небо над полем боя могло остаться без наших самолетов.

Скоморохов это знал и потому, возвращаясь на свой аэродром, думал о том, как лучше помочь наземным войскам. А в это время к линии фронта летела большая группа «илов» под прикрытием всего трех истребителей во главе со старшим лейтенантом В. И. Калашонком. В то время Скоморохов командовал эскадрильей, и все остальные летчики, сопровождавшие штурмовиков, были его подчиненными. Командир эскадрильи принял решение вернуться к линии фронта, усилив группу сопровождения.

Скоморохов передал свое решение на КП и занял место в боевом порядке. Уже при подходе к цели наши летчики заметили 10 ФВ-190. Надеясь на прикрытие, штурмовики приступили к атаке, а в это время над ними разгорелся жестокий воздушный бой. К 10 фашистским самолетам присоединилась еще десятка «фоккеров», а к ним - еще 10 МЕ-109. Так 5 советских летчиков оказались против 30 фашистских самолетов. И только находчивость, мужество и мастерство советских воздушных бойцов обеспечили им победу. В этом бою было сбито семь вражеских самолетов. Три из них сбил Николай Скоморохов.

Скоморохов и его боевые друзья хорошо знали нехитрую схему совместной боевой работы истребителей со штурмовиками. Они не стали бесцельно кружиться вблизи прикрываемых штурмовиков, где скован маневр, а о наступательном бое не может быть и речи. Скомородов изменил традиционный боевой порядок и расставил свои силы так, что противник, с какой бы стороны он ни атаковал, должен был пройти через двойной заслон наших истребителей. В результате прикрывающие истребители из обороняющихся превратились в атакующих и навязали свою волю врагу. Кроме того, тесное взаимодействие со штурмовиками приносило несомненную пользу.

Скоморохов учил своих подчиненных всегда ставить себя мысленно на место летчика-штурмовика. Его положение очень тяжелое: нужно атаковать цель, прорываясь через зенитный заслон противника, а тут еще сверху угрожают огнем вражеские самолеты. Чтобы успешно справиться с поставленной: задачей, летчик-штурмовик должен быть уверен в надежной защите со стороны истребителей.

Иногда при подготовке истребителей к вылету на сопровождение штурмовиков можно было слышать такой разговор:

Ты с кем сегодня летишь?

С Кисляковым.

В ударной?

Повезло!

А ты чем недоволен?

Опять назначили в группу непосредственного прикрытия. Скоморохов понимал таких летчиков. Им бы свободный маневр, стремительную догоню за противником, пока тот не загорится от их пушечных очередей. А тут штурмовики - иди все время рядом с ними и не смей оторваться ни на минуту. Таким летчикам приходилось внушать чувство войскового товарищества, предупреждать их, чтобы при сопровождении штурмовиков они охлаждали свой горячий пыл, учились точным, расчетливым атакам при ограниченном маневре.

В течение всей войны Николай Скоморохов внимательно изучал каждого летчика и в зависимости от его личных качеств старался определять характер планируемых летчику заданий, его место в общем боевом порядке. Ведь и в его эскадрилье были такие летчики: давай им «свободную охоту», и уж тут-то они себя покажут. Но ведь приходится решать и другие боевые задачи. Где место такого летчика при сопровождении штурмовиков? Конечно, Скоморохов поставит его в группу свободного воздушного боя или в ударную.

А другим он уверенно поручал непосредственно прикрывать штурмовиков. Взять хотя бы такого летчика, как старший лейтенант Калашонок. Был такой случай. Калашонок летел ведомым у майора Н. Ковалева. Группа вела бой с истребителями противника. Ковалев атаковал. Калашонок прикрывал своего ведущего.

Фашистские летчики пошли на хитрость: решили атаковать самолет Ковалева с двух сторон одновременно, или, как говорят, «взять в клещи». Как бороться ведомому сразу с двумя вражескими самолетами? Но и здесь Калашонок остался верен своему воинскому долгу. Он успел отразить атаку одного МЕ-109, а когда увидел,-что со вторым это сделать не удастся, поставил свой самолет под пули врага, загородив ведущего.

Такими, как Василий Калашонок, были и Борис Горьков, и Леонид Маслов, и Борис Кисляков, и другие - все летчики эскадрильи Скоморохова. И не случайно в любом бою каждый из них мог продемонстрировать свои высокие морально-боевые качества.

Скоморохову со своими ведомыми приходилось вылетать и на «свободную охоту». Особенно частыми такие полеты стали к концу войны, когда разрозненные группы воздушного противника то тут, то там появлялись над нашими войсками.

В таких полетах Скоморохов старался передать весь свой богатый опыт подчиненным, воспитывать в них инициативу, находчивость, смелость.

Так было и в очередном полете. Летели Скоморохов и Кисляков. Пересекли Дунай и встретились с шестью МЕ-109.

Приготовиться к бою, - скомандовал ведущий и устремился на первую пару.

Не приняв боя, противник нырнул в облака.

Повторим натиск, - сказал по радио Скоморохов и повел Кислякова на вторую пару «мессершмиттов».

У этих нервы тоже оказались некрепкими, и они предпочли бою трусливое бегство.

Силы стали равны: двое на двое, и тогда Скоморохов захотел посмотреть, как бьет противника его ведомый. Во время третьей атаки пара «мессершмиттов» раскололась. Один самолет пошел вниз, второй вверх. Советские истребители помчались за вражеской машиной, взмывшей в стратосферу. На высоте 5 тысяч метров заработали пушки. Вспыхнув, как метеор, вражеская машина полетела на землю. Мастерство и мужество советских летчиков принесли им очередную победу.

Тяжелые бои пришлось вести советским летчикам в Венгрии. Здесь действовала сильная группа фашистской авиации «Удет», в которую входила и разрекламированная немцами «Бриллиантовая эскадра». С летчиками этой армады уже приходилось встречаться Скоморохову и его боевым друзьям. Один из гитлеровских асов еще над Днестром сбил опытного командира эскадрильи Н. И. Горбунова. На могиле боевого друга советские летчики поклялись нещадно бить врага до полной победы.

И вот снова «Бриллиантовая эскадра»...

В небе Будапешта Скоморохов одержал свою 41-ю победу. Он поверг на землю немецкий самолет новой марки - «Мессершмитт-109-ж». Победа далась нелегко. Опытный фашист выделывал такие замысловатые фигуры, что советскому летчику долго пришлось гоняться за врагом, прежде чем тот оказался в перекрестье его прицела. Короткая очередь на вертикали - и вражеский самолет разлетелся на части.

Ты знаешь, Николай, - сказал Скоморохову после боя Виктор Кирилюк, - мне кажется, что это был кто-то из «бриллиантовых». Я их по почерку знаю.

Возможно, - ответил Скоморохов, и о минувшем бое они больше не говорили.

Однако через несколько дней Николаю пришлось вспомнить начатый разговор и еще раз помериться силами с опытнейшим фашистским асом.

Воздушный бой начался на малой высоте. Скоморохов удачно отбил от хвоста самолета Маслова «мессера», неожиданно свалившегося сверху. Пошел на него в атаку, а тот снова устремился вверх. Немец явно тянул советского летчика на высоту. «Ну что же, - подумал Скоморохов, - хочешь подраться один на один, я принимаю вызов». Маслову Николай приказал оставаться внизу, вместе со всей группой истребителей прикрытия, а сам устремился за наглым противником.

Два самолета - фашистский «мессершмитт» и советский «лавочкин» - упорно шли в стратосферу. Стрелка высотомера отсчитывала уже седьмую тысячу метров. «Что задумал противник?» - мелькало в голове Николая, и он внимательно следил за каждым действием врага. Вспомнил слова Виктора Кирилюка: «Я их по почерку знаю». Да, почерк немецкого летчика, за которым гнался Николай, чем-то напоминал полет недавно сбитого им «мессершмитта»: та же резкость маневра, та же тяга к высоте.

Высота продолжает расти. Даже в кислородной маске становилось трудно дышать. Покалывает в висках. «Ну что за черт передо мной, - думает Николай, - хватит идти у него на поводу, пора действовать». Он дает максимально возможные обороты двигателю и переходит в атаку. Скоморохов ловит в прицел осиное туловище «мессершмитта», нажимает на гашетку пушек и... поединок окончен.

Пленный нехотя рассказывает, как две недели назад Скоморохов сбил его командира.

Лучший ас эскадры, - подчеркнул он. - Погиб. Самолет взорвался...

Ты понял? - кивнул Скоморохову допрашивавший немца полковник. - Тот, который взорвался, оказывается, был командир эскадры, а это его заместитель...

Трудно что-либо добавить, когда сам противник признает победу советского летчика.

После Балатонской операции наши войска приступили к решительному штурму Вены. 12 апреля сотни штурмовиков и истребителей, поддерживая наземные части, барражировали в воздухе и подавляли огневые точки врага. Летчики эскадрильи Николая Скоморохова не знали усталости, совершали по нескольку вылетов в день.

Бои, которые вели в небе Венгрии и Австрии советские летчики, вошли в историю нашей авиации как пример эффективного применения боевых самолетов против крупных группировок противника. В архиве Министерства обороны хранится документ о результатах боевых действий авиации и артиллерии 3-го Украинского фронта по уничтожению танков и самоходных артиллерийских установок врага в период боев в районе озера Балатон. В этом документе записано, что половина вражеских танков была выведена из строя силами нашей авиации. В достижение этого результата большой вклад внесли летчики, водимые в бой бесстрашным советским асом Николаем Скомороховым.

В личном деле Н. М. Скоморохова есть такие слова: «В боевой работе не знает устали. Беззаветной храбростью и мужеством, победными боевыми делами показал свою преданность делу Коммунистической партии и социалистической Родине».

Командир коммунист Скоморохов, со славой пройдя сквозь годы Великой Отечественной войны, стал дважды Героем Советского Союза. На его боевом счету 46 вражеских самолетов, сбитых им лично, и восемь - в группе. Сам он ни разу сбит не был. Более того, за всю войну его самолет не получил ни одной пробоины. Каждая атака Скоморохова - это соколиный удар по врагу, стремительный удар наверняка.

С коморохов Николай Михайлович - командир эскадрильи 31-го истребительного авиационного полка (295-я истребительная авиадивизия, 9-й смешанный авиакорпус, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт), капитан.

Родился 19 мая 1920 года в селе Лапоть, ныне село Белогорское Красноармейского (бывшего Золотовского) района Саратовской области в семье крестьянина. Русский. В 1930 году с семьёй переехал в Астрахань. До 1935 года учился в средней школе, затем окончил школу ФЗУ. Работал слесарем и токарем на астраханском судостроительном заводе имени III-го Интернационала, окончил библиотечный техникум. С 1939 года одновременно учился и в Астраханском аэроклубе.

В декабре 1940 года призван в Красную Армию Золотовским районным военкоматом АССР немцев Поволжья. В марте 1942 года окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов имени А.К. Серова (с октября 1941 года действовала в эвакуации в Азербайджанской ССР). Служил в запасном авиационном полку ВВС Закавказского военного округа (Баку).

В действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны старший пилот 164-го истребительного авиационного полка 295-й истребительной авиационной дивизии старший сержант Н.М. Скоморохов - с конца ноября 1942 года, вылетал с аэродрома города Адлер. В январе 1943 года одержал первую победу над врагом. В конце 1943 года переведён в 31-й истребительный авиаполк той же дивизии. С 1943 года - командир звена, с марта 1944 - заместитель командира, а с октября 1944 - командир эскадрильи. Воевал в составе 5-й и 17-й воздушных армий на Закавказском, Северо-Кавказском, с мая 1943 - на Юго-Западном, с октября 1943 - на 3-м Украинском фронтах. Принимал, участие в обороне и освобождении Кавказа, освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, разгроме врага на территории Австрии. Член ВКП(б)/КПСС в 1943-1991 годах.

К 28 декабря 1944 года совершил 483 боевых вылета, во время которых он сбил лично 25 и в составе группы 8 самолетов противника, а также штурмовыми действиями уничтожил: 3 самолета противника, 11 автомашин, 13 повозок с боеприпасами, 1 склад с горючим, 9 железнодорожных вагонов.

З а образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года капитану Скоморохову Николаю Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В боях за город Будапешт (Венгрия) капитан Скоморохов Н.М. сбил 2 самолета из "бриллиантовой эскадры" гитлеровских военно-воздушных сил. К марту 1945 года выполнил 520 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 35 самолётов врага.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года майор Скоморохов Николай Михайлович удостоен второй медали "Золотая Звезда".

Всего во время Великой Отечественной войны Н.М. Скоморохов совершил 605 боевых вылетов, провёл более 130 воздушных боев, сбил лично 46 фашистских самолетов и 8 самолетов в группе, а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника. Невероятно, но сам Скоморохов ни разу не был ранен, его самолет не горел, не был сбит, за всю войну не получил ни одной пробоины.

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Н.М. Скоморохова в 1953 году установлен в его родном селе. Именем Героя названа средняя школа в городе Астрахань.

В оевать Николай Скоморохов начал в ноябре 1942 года в предгорьях Кавказа, когда наступление немецко-фашистских войск в этом районе полностью выдохлось. На сухопутном фронте наступило временное затишье, но в воздухе бои не прекращались. Над пиками гор почти ежедневно разыгрывались горячие схватки. В одной из них молодой летчик одержал свою первую победу.

Было это в канун Нового года. Немецкий двухмоторный самолет-разведчик "фокке-вульф-189" (прозванный "рамой") барражировал над расположением советских войск. Экипаж "фоккера" корректировал огонь своей артиллерии по одной из наших батарей. Командир полка майор Микитченко приказал лейтенанту Скоморохову уничтожить корректировщика. Разность в скоростях нашего истребителя и "рамы" была огромной, и Скоморохову не без труда удалось сблизиться. Забравшись на высоту, он атаковал фашиста сверху сзади и выпустил длинную пушечную очередь. По расчетам летчика разведчик должен был быть сбит. Но когда Скоморохов сделал боевой разворот, увидел, что "рама" летит ему навстречу как ни в чем не бывало и зло хлещет в направлении нашего "ястребка" из всех пулеметов. Последовала стремительная лобовая атака. На этот раз снаряды Скоморохова достигли цели: "рама" загорелась и, оставляя за собой дымный траурный шлейф, рухнула в горное ущелье...

С каждым боевым вылетом росло летное мастерство Николая Скоморохова, закалялась его воля. Вскоре он был назначен командиром звена, стал летать в качестве ведущего группы. Первое же задание во главе четверки Ла-5 Скоморохов выполнил блестяще. Вот что записано об этом боевом вылете в личном деле героя:

"4.12.1943 г. Выполнял задание на сопровождение группы Ил-2. В районе цели штурмовики были атакованы восемью самолетами Ме-109. Несмотря на численное превосходство противника, Скоморохов смело вступил в бой. Дерзкими атаками, с большим риском для жизни, он расстроил боевые порядки вражеских истребителей, сорвал их замысел и дал возможность "ильюшиным" полностью выполнить боевое задание. В воздушной схватке Скоморохов лично сбил двух "мессеров", принудив остальных покинуть поле боя. Летчики 951-го штурмового авиационного полка, вернувшись на аэродром, устроили старшему лейтенанту Скоморохову торжественную встречу".

О сенью 1944 года война переместилась на территорию Венгрии. Капитан Скоморохов в то время командовал эскадрильей "ла-пятых". Он" провел в венгерском небе десятки воздушных боев, одержал ряд блестящих побед. В боях под Будапештом Скоморохов истребил целую группу фашистских асов, в том числе заместителя командира и командира так называемой Бриллиантовой эскадры - лучшей в германских ВВС. Многие воздушные бои, проведенные Скомороховым в тот период, можно по праву отнести к лучшим образцам советского летного искусства. Классическим примером в этом отношении является воздушный поединок, который произошел 21 декабря 1944 года.

В тот день капитан Скоморохов в паре с младшим лейтенантом Филипповым вылетел на "свободную охоту". В районе озера Веленце, где наши наземные войска прорвали оборонительную линию "Маргарита" с целью окружения будапештской группировки противника, летчики встретили восемь самолетов "фокке-вульф-190". Это был новый немецкий истребитель с мощным мотором, бронированной кабиной, вооруженный двумя пушками и двумя пулеметами. Максимальная скорость его составляла 625 километров в час. "Фоккеры" шли с подвешенными бомбами, намереваясь нанести удар по нашим механизированным соединениям, прорвавшимся глубоко в расположение противника.

Филиппов, прикрой! - скомандовал Скоморохов своему ведомому и, набрав высоту, помчался на фашистских истребителей. Свой удар он направил по ведущему. Гитлеровец заметил опасность, пытался вывернуться из-под удара, но было уже поздно: блеснув огнем, ударили пушки "лавочкина". Длинный язык пламени лизнул фонарь кабины, и "фоккер" штопором пошел к земле.

Боевым разворотом Скоморохов вывел свой самолет из пикирования и заметил, как в район боя подошли еще две группы "фокке-вульфов". Считая свое превосходство подавляющим, фашисты шля самоуверенно. На самом деле, что могли сделать два наших "ястребка" с тридцатью вражескими истребителями?

Атакую левую группу "фоккеров"! Филиппов, прикрой! Я Скоморохов, прием, прием! - передал по радио Скоморохов и устремился на врага снизу.

Сегодняшний бой с превосходящим противником, представлявшийся со стороны довольно рискованным, он вел спокойно, уверенно, считая его обычным.

Через секунду в наушниках Филиппова раздался треск двух пушечных очередей и в следующее мгновенье за его крылом пронесся к земле еще один объятый пламенем "фоккер". И тут же на немецком языке в эфире прозвучала тревожная фраза:

В воздухе Скоморокхофф!..

Это предупреждение было передано трижды.

Двадцать восемь "фоккеров" сразу же рассыпались в разные стороны. Сбросив бомбы на свои войска, гитлеровцы удирали из-под удара наших летчиков. Но бегство удалось не всем. Один стервятник с переворотом пошел к земле и взорвался от пушечной очереди младшего лейтенанта Филиппова. Взмыв свечой, Филиппов догнал еще одного "фоккера" и уничтожил его точным ударом вдоль фюзеляжа. В это время Скоморохов пошел в третью атаку. Теперь один, без Филиппова, так как опасаться было уже нечего - фашисты удирали. Используя преимущество Ла-5ФН в скорости, капитан настиг гитлеровца, отставшего от группы. Немецкий летчик метнулся вверх, но не спасся: через секунду он уже летел вниз, прошитый короткой пушечной очередью Произошло, казалось, невероятное: тридцать вражеских самолетов потерпели поражение от двух советских истребителей, потеряв при этом пять своих машин...

В боевых действиях Скоморохова было много нового, оригинального. Он был рьяным поборником новых боевых порядков истребителей основу которых составляло не звено из трех самолетов, а пара и звено из четырех машин. Его эскадрилья первой в полку перешла к боевым порядкам, эшелонированным по высоте и рассредоточенным по фронту. Знаменитое правило: "истребитель обороняется только нападением" -было законом в боевой работе советского аса и его питомцев.

С коморохов Николай Михайлович

Родился 19 мая 1920 года в селе Лапоть, ныне село Белогорское Красноармейского (бывшего Золотовского) района Саратовской области в семье крестьянина. Русский. До 1935 года учился в средней школе, затем окончил школу ФЗУ, работал слесарем и токарем на астраханском заводе имени III-го Интернационала, окончил библиотечный техникум. С 1939 года учился в техникуме и аэроклубе.

В декабре 1940 года добровольно ушёл в Красную Армию. В марте 1942 года окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов. Рядовым лётчиком Н.М. Скоморохов начал воевать в декабре 1942 года.


Николай Скоморохов на фронт попал только в ноябре 1942 года, когда шли ожесточённые сражения на Волге у Сталинграда и в горах Кавказа. Первые боевые вылеты он совершил над Черноморским побережьем Кавказа, когда 164-й истребительный авиаполк (295-я истребительная авиационная дивизия под командованием Героя Советского Союза Николая Баланова), базировался на Адлерском аэродроме.

В январе 1943 года одержал первую победу над врагом. Воевал в составе 5-й и 17-й воздушных армий на Закавказском, Северо-Кавказском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Принимал, участие в обороне и освобождении Кавказа, освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, разгроме врага на территории Австрии.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за 483 боевых вылета, во время которых он сбил лично 25 и в составе группы 8 самолетов противника и штурмовыми действиями уничтожил: 3 самолета противника, 13 повозок с боеприпасами, 1 склад с горючим, 9 железнодорожных вагонов капитану Скоморохову Николаю Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В боях за город Будапешт (Венгрия) капитан Скоморохов Н.М. сбил 2 самолета из "бриллиантовой эскадры" гитлеровских военно-воздушных сил.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за 520 боевых вылетов и 35 лично сбитых самолетов противника майор Скоморохов Николай Михайлович удостоен второй медали "Золотая Звезда".

Всего во время Великой Отечественной войны Н.М. Скоморохов совершил 605 боевых вылетов, провёл более 130 воздушных боев, сбил лично 46 фашистских самолетов и 8 самолетов в группе, а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника. Невероятно, но сам Скоморохов ни разу не был ранен, его самолет не горел, не был сбит, за всю войну не получил ни одной пробоины.


В послевоенные годы окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе и Военную академию Генерального штаба. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Служил командиром истребительной авиационной дивизии, 1-м заместителем командира и командиром истребительного авиационного корпуса, командующим воздушной армией, в 1973-1988 годах - начальником Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина, в 1988-1992 годах - военным инспектором-советником группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С января 1992 года - в отставке.

Жил в Москве. Трагически погиб в автомобильной катастрофе 14 октября 1994 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 11).

Маршал авиации (1981), Заслуженный военный лётчик СССР.

Награждён орденами Ленина (1945), Октябрьской Революции (1980), 5-ю орденами Красного Знамени (1943, январь 1944, декабрь 1944, 1945, ...), орденами Александра Невского (1944), 2-я орденами Отечественной войны 1-й степени (1944, 1985), Красной Звезды (1956), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 2-й (1988) и 3-й (1975) степени, медалями "За боевые заслуги" (1951), "За оборону Кавказа", "За взятие Будапешта", "За взятие Вены", "За освобождение Белграда", "За безупречную службу" 1-й степени и другими медалями, а также венгерским орденом Красного Знамени (1955), югославским орденом "Партизанская звезда" 1-й степени (1945), болгарскими медалями "Отечественная война" и "20 лет Болгарской Народной армии".

Николаю Михайловичу Скоморохову посвящена песня Владимира Высоцкого "Песня о погибшем друге"

На берегу Волги возле Белогорского стоит открытый в 1975 году монумент лётчикам участникам Великой Отечественной войны - боевой самолет-истребитель. Оригинальные надписи на постаменте не сохранились, их заменили рисунки по бокам и надпись «Славным соколам, защитникам Отечества от благодарных земляков» на лицевой стороне.


В его родном селе Белогорское Красноармейского района Саратовской области в 1953 установлен бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Н.М. Скоморохова и открыт дом-музей. В г. Красноармейске именем Н. М. Скоморохова назван проспет.




В музее г. Красноармейска