Какие затраты отнести на счет 109.61. По предварительным данным наибольшее количество слушателей в городах России собрали семинары, проведенные фирмами

Согласно приказа 157н в единый План счетов введен счет 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг с детализацией его по следующим субсчетам:

  • 109 60 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг";

Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.

К прямым затратам могут относятся заработная плата сотрудников, участвующих в создании единственного вида продукции, страховые взносы на заработную плату, стоимость материальных запасов, необходимых для производства.

При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг относятся к прямым затратам.

Принятие к учету прямых затрат отражается проводками

Дб 109.61.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290)

  • 109 70 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг"

Накладные расходы (общепроизводственные)- это затраты, которые не могут быт непосредственно отнесены к затратам на производство конкретного вида продукции и поэтому распределяются между видами продукции.

Распределение накладных расходов производится одним из способов: пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации продукции (работ, услуг), иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения. Способ распределения накладных расходов задается в учетной политике учреждения.

К накладным расходам относятся затраты на обслуживание всего производства, обучение работников, занятых в производстве, амортизация основных средств, используемых при производстве и т.д.

Принятие к учету накладных расходов отражается проводками

Дб 109.71.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290)

Кр 302.00.730 (Аналитика соответствует статье затрат), 303.00.730, 105.00.440, 104.00.410

Накладные расходы распределяются на себестоимость (Дб 109.61 Кр 109.71), а в части не распределяемых расходов на увеличение расходов текущего периода (Дб 401.20 Кр 109.71)

  • 109 80 "Общехозяйственные расходы"

Общехозяйственные расходы - это затраты на общее обслуживание и организацию производства и управление учреждением.

Общехозяйственные расходы распределяются аналогично накладным расходам, способ распределения также указывается в учетной политике.

К общехозяйственным расходам относятся заработная плата руководителя или иного управленческого персонала, страховые взносы на зарплату и т.д.

Принятие к учету общехозяйственных расходов отражается проводками

Дб 109.81.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290)

Кр 302.00.730 (Аналитика соответствует статье затрат), 303.00.730, 105.00.440, 104.00.410

Общехозяйственные расходы распределяются на себестоимость (Дб 109.61 Кр 109.81), а в части не распределяемых расходов на увеличение расходов текущего периода (Дб 401.20 Кр 109.71). Способ распределения общехозяйственных расходов, а также перечень не распределяемых расходов задается в учетной политике учреждения.

  • 109 90 "Издержки обращения"

Издержки обращения - это затраты в результате реализации и (или) продвижения товаров. Издержки обращения не участвуют в формировании себестоимости готовой продукции.

Принятие к учету издержек обращения отражается проводками

Дб 109.91.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290)

Кр 302.00.730 (Аналитика соответствует статье затрат)

Издержки обращения списываются на увеличение расходов текущего года

(Дб 401.20 Кр 109.71).

В соответствии с выше сказанным, затраты собираются на счете 109.61. Принятие к учету готовой продукции по себестоимости отражается учреждением корреспонденцией:

Дб 105 37 340 "Увеличение стоимости готовой продукции - иного движимого имущества учреждения", Кр 109 61 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг". Инструкция № 157н предусматривает возможность принятия на учет готовой продукции на дату ее выпуска, когда неизвестна ее фактическая себестоимость, которая определяется по окончании месяца. В этом случае готовая продукция принимается к учету по плановой (нормативно-плановой) стоимости (Документ «Выпуск продукции»).

Проводки формируются по выбранным номенклатурным позициям с пустыми значениями КЭК и субконто "Виды затрат" у счета 109.61. Это позволяет не привязываться к собранным затратам, т.к. к моменту поступления готовой продукции на склад они могут быть собраны не полностью.

Обороты, сформированные в течение месяца документами "Выпуск продукции" по плановой стоимости будут скорректированы в конце месяца с учетом фактических затрат на производство ТМЦ регламентным документом «Закрытие производственных счетов».

По окончании месяца определяется разница между фактической себестоимостью и плановой (нормативно-плановой) стоимостью готовой продукции, выпущенной за данный месяц. Затем определяется разница, приходящаяся на нереализованную и реализованную продукцию. В учете указанная разница отражается на основании первичных учетных документов (Справка (ф. 0504833)) с приложением расчета.

В части нереализованной продукции разница относится на увеличение (уменьшение) остатка нереализованной продукции. Если образовалась положительная разница, в учете делается та же проводка, что и при принятии на учет готовой продукции (указана выше). Отрицательная разница принимается на учет обратной проводкой. В части реализованной продукции, а также продукции, списанной в результате естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т. п., разница относится на финансовый результат текущей деятельности учреждения:

в части превышения фактической себестоимости над плановой стоимостью: Дб 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" , Кр 109.61.000 - как списание затрат по соответствующим статьям расходов по формированию себестоимости готовой продукции

в части превышения плановой стоимости над фактической себестоимостью:

Дб 109.61.000 - как формирование затрат по себестоимости готовой продукции по соответствующим статьям расходов, Кр соответствующих аналитических счетов счета 0 401 20 000 "Расходы текущего финансового года"

После проведения регламентного документа "Закрытие производственных счетов", можно распечатать следующие справки-расчеты:

  • Калькуляция себестоимости продукции,
  • Себестоимости выпущенной продукции,
  • Распределение общепроизводственных затрат на расходы производства.

Согласно пункту 134 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н), для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг применяется счет 10900 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

Согласно п. 138 Инструкции № 157н, группировка затрат по счетам осуществляется по видам расходов в разрезе групп затрат:

1. прямые затраты, напрямую относимые на себестоимость готовой продукции, работ, услуг;

2. накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг;

3. общехозяйственные расходы;

4. издержки обращения.

Согласно п. 58 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), далее – Инструкция № 174н, для формирования в денежном выражении информации о затратах на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг и хозяйственных операций, осуществляемых с ними, применяются следующие группы счетов:

010960000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;

010970000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;

010980000 «Общехозяйственные расходы»;

010990000 «Издержки обращения».

Затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные.

При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг, относятся к прямым затратам.

Если производится несколько видов продукции, работ, услуг, то тогда возникает необходимость использования счета 109.70 – накладные расходы. Т.е. это затраты, которые имеют отношение к нескольким видам выпускаемой продукции, работ, услуг, а поэтому не могут быть отнесены на конкретную продукцию. Примеры накладных расходов:

1) заработная плата начальника подразделения, выпускающего несколько видов продукции или оказывающего несколько видов услуг;

2) амортизация основного средства, которое используется для производства нескольких видов продукции и т.п.

Подробнее о накладных расходах можно прочитать в Порядке определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденному приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 23.08.2006 №200.

В конце месяца эти затраты должны войти в себестоимость выпущенных продукции, работ, услуг (на счет 109.60) путем их распределения одним из выбранных методов, описанных ниже, которые учреждение должно закрепить в учетной политике.

Обратите внимание, что в учетной политике учреждения должно быть закреплено, какие расходы отнести на прямые, а какие на общехозяйственные.

Распределение накладных и общехозяйственных расходов

Распределение накладных расходов производится одним из способов:

  • пропорционально прямым затратам по оплате труда,
  • материальным затратам,
  • иным прямым затратам,
  • объему выручки от реализации продукции (работ, услуг),
  • иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется учреждением самостоятельно или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур (п. 134 Инструкции по применению Единого плана счетов, утв. приказом Минфина России 01.12.2010 № 157н).

Общехозяйственные расходы не связаны с производственным процессом - изготовлением продукции, выполнением работ или оказанием услуг, а имеют отношение к управлению учреждением в целом. Примерный перечень общехозяйственных затрат приведен в пункте 13 Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденного приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 23.08.2006 № 200.

К общехозяйственным можно отнести, например, следующие затраты:

1) основная и дополнительная заработная плата управленческого персонала с отчислениями на социальные нужды;

2) амортизация;

3) расходы на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря и иного имущества общехозяйственного назначения;

4) расходы, связанные со служебными командировками;

5) расходы на содержание лабораторий общехозяйственного назначения и расходы, связанные с проводимыми в них испытаниями, исследованиями и опытами;

6) расходы на подготовку и переподготовку кадров и другие расходы общехозяйственного назначения.

Согласно п. 135 Инструкции № 157н общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике, распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг, а в части не распределяемых расходов - на увеличение расходов текущего финансового года.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» в плане счетов для учета затрат предусмотрены счета 109.61 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг», 109.71 «Накладные расходы», 109.81 «Общехозяйственные расходы».

В соответствии с требованиями Инструкции № 157н на счете 109.61 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» ведется аналитический учет по объектам калькулирования себестоимости продукции, работ услуг (Субконто2 «Номенклатура» типа справочник «Номенклатура») и видам затрат (Субконто3 – «Виды затрат» типа справочник).

В соответствии с пунктом 60 Инструкции № 174н, на счете 109.61 накапливаются затраты, которые можно отнести к себестоимости конкретной услуги, работы или готовой продукции, т.е. такие затраты являются в бухгалтерском учете прямыми затратами, напрямую относимыми на себестоимость готовой продукции, работ, услуг.

Объектами расчета на счете 109.61 являются элементы справочника «Номенклатура».

Если учреждение оказывает только один вид услуг, например, образовательные услуги, то в справочник «Номенклатура» следует ввести соответствующий элемент и относить все расходы на него.

Если учреждение ведет несколько видов деятельности, то в справочник «Номенклатура» следует ввести соответствующие позиции.

На счет 109.61 на соответствующие элементы справочника «Номенклатура» следует относить только прямые затраты (заработная плата работников, которые оказывают только данную услугу, материалы и другие расходы, которые связаны только с данной услугой).

Согласно Инструкции № 157н и пунктам 60-62 Инструкции № 174н, на счета 109.71 «Накладные расходы», 109.81 «Общехозяйственные расходы» относятся затраты учреждения, которые нельзя напрямую отнести к определенной услуге, работе, готовой продукции. Поэтому в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» на счетах 109.71 «Накладные расходы», 109.81 «Общехозяйственные расходы» ведется аналитический учет только по видам затрат (Субконто2 «Виды затрат» типа справочник «Виды затрат»). Порядок распределения общепроизводственных и общехозяйственных затрат на себестоимость готовой продукции, работ, услуг устанавливается в учетной политике учреждения.

Для распределения общепроизводственных (109.71) и общехозяйственных затрат (109.81) на себестоимость готовой продукции, работ, услуг (109.61) в учетной политике учреждения на закладке Производство следует установить флаги «Распределять общепроизводственные затраты», «Распределять общехозяйственные затраты».

Если указанные флаги установлены, т.е. учетной политикой учреждения предусмотрено распределение общепроизводственных и общехозяйственных затрат, необходимо также задать базу распределения:

  • материальные затраты;
  • оплата труда;
  • выручка;
  • прямые затраты.

Какие расходы следует относить к прямым, какие к накладным, а какие к общехозяйственным, а также метод их распределения должны быть закреплены в Учетной политике учреждения.

Какие документы создают движения по счетам группы 10900?

1. Оприходование готовой продукции на склад оформляется документом «Выпуск продукции».

2. Поступление готовой продукции на склад в течение месяца отражается по плановой стоимости по факту готовности продукции, без учета фактических затрат. Документ формирует проводки:

3. Распределение общепроизводственных (109.71) и общехозяйственных затрат (109.81) на себестоимость готовой продукции, работ, услуг (109.61) производится регламентным документом «Закрытие производственных счетов» (меню «Материальные запасы – Учет производства – Закрытие производственных счетов»):

В результате распределения накладных и общехозяйственных затрат на себестоимость продукции, работ, услуг на счет 109.61 документом «Закрытие производственных счетов» счета 109.71 и 109.81 закрываются.

После проведения документа «Закрытие производственных счетов» на счете 109.61 может остаться остаток – это себестоимость услуг и работ и/или незавершенное производство.

4. Согласно пунктам 150, 152 Инструкции № 174н, начисление доходов от реализации работ, услуг, осуществляемых учреждением в рамках разрешенных согласно Уставу бюджетного учреждения видов деятельности, отражается на основании Актов приема-сдачи выполненных работ (Актов оказания услуг, Заказ-нарядов, иных первичных учетных документов, предусмотренных условиями договоров в рамках обычая делового оборота, подтверждающих фактическое исполнение бюджетным учреждением работ (услуг), Счета (Счета-фактуры); отнесение себестоимости выполненных бюджетным учреждением работ, оказанных услуг, на уменьшение финансового результата бюджетного учреждения от оказания платных услуг (работ) отражается на основании Справки (ф. 0504833) по дебету счета 240110130 «Доходы от оказания платных услуг» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 210960200 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» (210960211 - 210960213, 210960221 - 210960226, 210960271, 210960272, 210960290).

Следовательно, себестоимость услуг и работ должна быть полностью списана на уменьшение финансового результата текущего периода, на счет 2.401.10.130. В программе для этого предусмотрен документ «Списание затрат по услугам».

Остатки накладных (109.71) и общехозяйственных (109.81) затрат должны быть списаны на счета 401.10 «Доходы текущего финансового года», 401.20 «Расходы текущего финансового года» документом «Списание затрат по услугам».

Какую часть накладных и общехозяйственных затрат списать на счет 401.10, а какую - на счет 401.20, определяет бухгалтер. Более правильно утвердить в Учетной политике, какие виды затрат относятся на расходы текущего периода (401.20). Остальные расходы должны быть списаны на счет 401.10.

Золотухина Анастасия,

Консультант Компании «АНТ-ХИЛЛ»

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бюджетном учреждении начисление резервов предстоящих расходов в корреспонденции со счетом 0 109 00 000 необходимо отражать в следующем порядке:
- по КФО "2" счет 0 109 60 000 применяется в корреспонденции со счетом 2 401 60 000, если резервы формируют фактическую себестоимость платной услуги (работы) оказываемой учреждением;
- по КФО "4" счет 4 109 60 000 применяется в корреспонденции со счетом 4 401 60 000, если резервы формируют себестоимость услуг, оказываемых в рамках деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания;
- по КФО "5" счет 5 109 60 000 не применяется.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 134 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н), счет 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" предназначен для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета не ставит использование счета 109 00 в зависимость от вида деятельности учреждения. Данный счет обязательно должен использоваться, если бюджетное учреждение оказывает какие-либо услуги, выполняет работы или производит готовую продукцию, в том числе в рамках приносящей доход деятельности ( Минфина России от 02.09.2016 N 02-07-10/51652), деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания.
Основное предназначение счета 109 00 заключается в формировании фактической себестоимости услуги (работы) и ее сравнении с плановой (нормативной) себестоимостью этих услуг, расчетом нормативных затрат в целях анализа эффективности деятельности учреждения и принятия соответствующих решений.
Таким образом, в части отнесения расходов, осуществленных в рамках деятельности по выполнению задания (КФО 4), а также в рамках приносящей доход деятельности (КФО 2) применение счета 109 00 является обязательным в том случае, если конкретные затраты формируют себестоимость продукции, работы или услуги. При этом конкретный перечень расходов, формирующих стоимость государственной (муниципальной) услуги, а также услуг (работ), оказываемых в рамках приносящей доход деятельности, определяется бюджетным учреждением самостоятельно и закрепляется в учетной политике.
В свою очередь, расходы, произведенные за счет средств субсидии на выполнение задания или приносящей доход деятельности, но не формирующие себестоимость работ, услуг (готовой продукции), подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года, т.е. на счет 0 401 20 200 "Расходы экономического субъекта".
Кроме того, субсидии на иные цели предоставляются бюджетному учреждению в соответствии с БК РФ на определенную цель, не связанную напрямую с выполнением заданного объема государственного (муниципального) задания. Соответственно, в бюджетных учреждениях расходы, источником финобеспечения которых являлись субсидии на иные цели, следует списывать в дебет счета 5 401 20 000 (п. 153 Инструкции, утвержденной Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее - N 174н). Счет 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" относительно расходов, понесенных учреждением за счет полученных средств субсидии на иные цели, не применяется.
Данный общий подход применяется и при отнесении расходов на конкретный счет при формировании резервов предстоящих расходов.
Так, информация о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, учитывается на счете 401 60 "Резервы предстоящих расходов" ( Инструкции N 157н).
Отметим, что действующим законодательством не установлено жесткое правило в отношении видов и порядка формирования резервов. Согласно Инструкции N 157н на счете 401 60 могут отражаться, например, такие резервы, как:
- на предстоящую оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника учреждения;
- на предстоящую оплату по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;
- расходных обязательств, возникающих при реструктуризации деятельности учреждения;
- расходных обязательств, оспариваемых в судебном и внесудебном порядке;
- по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру из-за отсутствия первичных учетных документов и т.д.
Перечень возможных резервов не является закрытым. Конкретные виды резервов, методы оценки обязательств, периодичность начисления (корректировки) в учете резервов предстоящих расходов следует определить в рамках формирования учетной политики учреждения.
Согласно Инструкции N 174н начисление резервов отражается по кредиту счета 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" в разрезе кодов видов финансового обеспечения в корреспонденции со счетами 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы", 0 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" или 0 401 20 200 "Расходы экономического субъекта".
При этом й N 174н прямо предусмотрена проводка по начислению сумм резерва по обязательствам, возникающим в рамках рассмотрения претензий, исков, в том числе при досудебном (внесудебном) рассмотрении (по претензионным разбирательствам), а именно в корреспонденции со счетом 0 401 20 200 "Расходы экономического субъекта". Данный факт связан прежде всего с тем, что подобные расходы, как правило, не предусматриваются при расчете плановой себестоимости услуги, выполненной работы, и отнесение затрат при формировании резервов по таким расходам на счет 109 00 может исказить себестоимость соответствующей услуги (работы). Вместе с тем если какие-то из указанных расходов были заложены при формировании плановой себестоимости оказываемой услуги (выполненной работы), то в таком случае формирование указанного резерва целесообразно осуществлять с использованием счета 109 00, закрепив такую возможность в учетной политике бюджетного учреждения.
В отношении иных резервов, создаваемых в бюджетном учреждении каких-либо ограничений й N 174н не предусмотрено. Поэтому при выборе корреспондирующего счета при формировании резерва следует исходить только из общего правила: формируют ли расходы по созданным резервам себестоимость оказываемой услуги (выполненной работы), или нет. Конкретный перечень расходов, формирующих стоимость государственной (муниципальной) услуги, а также услуг (работ), оказываемых в рамках приносящей доход деятельности, определяется бюджетным учреждением самостоятельно и закрепляется в учетной политике.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

1) Пересортица по ИФО.

В разрезе выпуска продукции и оказания услуг все операции должны проходить по одному ИФО. Пример ошибочной ситуации:
На рисунке рассматривается ОСВ по счету 109.61 в разрезе по номенклатуре и ИФО.

В данной ситуации документ по списанию материалов сформировали по ИФО «бюджет», а документ Выпуск продукции - по ИФО «дфо».

2) Пересортица по КПС.

В разрезе выпуска продукции и оказания услуг все операции должны проходить по одному КПС.
Данная ситуация аналогична пункту 1), только «пересортица» возникла по КПС.
Сформировав ОСВ по счету 109.61 в разрезе по номенклатуре и КПС можно в этом убедиться.

3) Пересортица по Направлению деятельности.
Отнесенные затраты и выпуск продукции должны отражаться в учете по одному и тому же направлению деятельности. Если направления деятельности разные, то сначала документ «Инвентаризация незавершенного производства» не заполняет остатки, а затем документ «Закрытие производственных счетов» не закрывает 109 счет (только сторнирует выпуск, то есть в ОСВ по счету 109 «пропадает» кредитовый оборот).
Пример ошибочной ситуации виден в ОСВ по счету 109, которая рассматривается в разрезе Номенклатуры, Направления деятельности.

4) По счету 109 вид затрат не соответствует КОСГУ по данному счету.
Справочник Вид затрат необходим для сбора детальной информации по отнесенным затратам на производство продукции или оказания услуги. То есть с помощью данного справочника формируется себестоимость продукции или услуги. В типовом учете данный справочник выглядит следующим образом:

Вносить дополнительные записи в данный справочник можно, если необходимо более детально формировать себестоимость. Например, по 211 КЭК сделать несколько записей «Зарплата аттестованных», «Зарплата вольнонаемных» и т.д. При этом очень важно помнить, что в столбце КЭК должен быть указан именно тот КОСГУ, с которого происходит расход.
Когда КЭК по 109 счету не совпадает с КЭК, который указан по выбранному виду затрат в справочнике, возникает ошибка по учету производства.
Например, на рисунке рассматривается ОСВ по счету 109.61 в разрезе по номенклатуре, КЭК и Виду затрат.

В данном случае КЭК счета 109.61 «272» не совпадает с Видом затрат «Амортизация ОС и НМА» . При этом в справочнике Вид затрат для «Амортизация ОС и НМА» выбран КЭК 271 .

5) Самостоятельная корректировка плана счетов Клиентом по 109 счету.
Добавление субконто по 109 счету (или добавление счетов) приводит к тому, что документ «Закрытие производственных счетов» не закрывает 109 счет. В типовом учете настройка счетов должна быть следующая:

Если необходима дополнительная аналитика по счету производства, то, прежде чем делать изменения в плане счетов, рекомендуем посоветоваться со специалистом 1С.

6) И самое главное…
На данный момент в 1С БГУ 8 учет производства предусмотрен следующим образом.
Учет на 109 счете ведется в разрезе одного КПС (основного КПС для данной деятельности), независимо от тех КПС, с которых собираются затраты на 109 счет. То есть, по корреспондирующим счетам КПС может отличаться от КПС счета 109.
Например, в проводке видно, что КПС счета 302.11 отличается от КПС счета 109.61, по которому ведется производство по данному виду деятельности.

А в документе Списание материалов КПС по ДТ и КТ одинаковый.

Таким образом, 109 счет ведется на одном КПС по данному виду деятельности.

Бюджетные учреждения в рамках своей деятельности занимаются оказанием услуг населению (выполнение муниципального госзаказа). В связи с этим в единый План счетов был введён счёт № 109.00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» и соответствующие аналитические счёта 109.60, 109.70, 109.80 и 109.90.

109.60 Себестоимость готовой продукции, работ, услуг

Здесь отражаются прямые расходы, влияющие на себестоимость конкретной услуги (работы, товара). К прямым можно отнести: начисление заработной платы, оплату страховых взносов, оплату материалов, аренду помещения, оплату транспорта и т.д. В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» учёт осуществляется счётом 109.61. Учёт прямых расходов осуществляется следующими проводками:

  • Дебет 109.61.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290).

Обращаем ваше внимание, что счёт 109.61 в бюджетных учреждениях учитывает только затраты, которые необходимы для формирования себестоимости конкретной услуги. Если финансы идут на разные услуги, то они учитываются как накладные.

Счёт 109.60 в рамках деятельности по выполнению муниципального задания списывается в дебет счёта 401.20.200. Сформированную на счёте 109.60 себестоимость, оказанную за счёт собственных доходов, можно списывать в дебет счёта 401.10.130 (п. 296 Инструкции № 157н, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 26 декабря 2013 года №№ 02-07-007/57698, 42-7.4-05/2.3-870). Выбранный порядок закрепите в учётной политике.

109.70 Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг

Накладные расходы в 109 счёт в бюджетном учреждении вписываются в тех случаях, когда определённая затрата покрывает сразу несколько оказываемых услуг. К накладным затратам можно отнести те же затраты, что и в случае с прямыми: выплату заработной платы, оплату аренды, транспорта, услуги связи т.д. Ключевое отличие – траты нельзя отнести к конкретному виду деятельности, они применимы сразу к нескольким услугам. В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» учёт осуществляется счётом 109.71. Учёт накладных расходов осуществляется следующими проводками:

  • Дебет 109.71.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290).
  • Кредит 302.00.730, 303.00.730, 105.00.440, 104.00.410.

Закрытие счёта 109.70:

  • Дебет: 109.60.000
  • Кредит: 109.70.000.

109.80 Общехозяйственные расходы

Общехозяйственные расходы в счёте 109 в бюджетном учреждении могут учитывать различные траты, направленные на оплату управленческой деятельности (заработная плата руководящего состава, обеспечение транспортных услуг для управления предприятия и т.д.), а также часть материальной базы (канцелярия и т.д.). В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» учёт осуществляется счётом 109.81. Учёт в счёте 109 в бюджетных учреждениях общехозяйственных расходов осуществляется следующими проводками:

  • Дебет 109.81.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290).
  • Кредит 302.00.730, 303.00.730, 105.00.440, 104.00.410.

К общехозяйственным расходам относятся общие затраты на функционирование предприятия, не направленные на покрытие затрат по конкретной услуге. Для закрытия счёта при распределении общехозяйственных расходов осуществляется проводка:

  • Дебет: 109.60.000
  • Кредит: 109.80.000.

Не распределяемые расходы отнесите на уменьшение финансового результата учреждения, проводка:

  • Дебет: 401.20.000
  • Кредит: 109.80.200

109.90 Издержки обращения

Проводки по 109 счёту в бюджетном учреждении должны учитывать и расходы, относящиеся к группе «издержки обращения». Это прежде всего затраты, произведённые в результате реализации товара. Издержки обращения не влияют на себестоимость. В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» учёт осуществляется счётом 109.91. Учёт расходов на издержки обращения осуществляется следующими проводками:

  • Дебет 109.91.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290).
  • Кредит 302.00.730.

В деятельности муниципальных бюджетных учреждений может и вовсе не быть затрат на издержки обращения, в таком случае отражать их нет необходимости. При формировании проводок по счёту 109 в бюджетном учреждении будьте предельно внимательны. Бюджетное учреждение, получающее субсидии от государства, должно максимально полно и точно отражать все категории расходов – это необходимо для формирования будущего бюджета и размера субсидий. Закрытие счёта 109.90 происходит списанием издержек на финансовый результат – счёт 401.20, проводка:

  • Дебет: 401.20.000
  • Кредит: 109.90.000.

Таким образом, мы рассмотрели, как ведётся учёт на производственных счетах в бухгалтерском учёте и как отражается учёт в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».

Важно!

Закрытие производственных счетов производить необходимо ежемесячно!

Относить расходы на финансовый результат согласно инструкциям!