Образ и характеристика произведения «Дядя Степа. Дядя Стёпа Краткое содержание и герои дядя степа

марта 04 2010

Дядя Степа воплощает мечты маленьких читателей о таком взрослом герое, с которым они рады повстречаться, подружиться, вместе отправиться на прогулку или в путешествие. Старшие сильны и могущественны. Ребенок не сомневается, что старшие могут справиться с самым трудным и опасным делом. И вот является дядя Степа - сильный, веселый, добрый великан - и доказывает, что так оно и есть. Свой рост, свою силу он употребляет людям на пользу: останавливает поезд на размытом дождями пути и этим предотвращает железнодорожную катастрофу, смело борется с пожаром. А уж мальчишеским затеям он предается с полной увлеченностью: одного малыша посадит к себе на плечи, чтобы тот увидел на параде «армию страны», другого покатает, третьему снимет бумажного змея, зацепившегося за телефонные провода. Тонущего школьника Степан спасает от неминуемой гибели, и не только потому, что ему, дяде Степе, чуть не по колено все глубокие места, а потому, что он парень и впрямь героический.

В дяде Степе нас привлекает отзывчивость и решительность, всегдашняя готовность прийти на выручку тем, которые попали в беду. И в такой же мере привлекает почти ребяческая непосредственность, веселая причуда, озорство, его с малышами всех соседних дворов. Для них - он настоящий детский праздник, каким хотел видеть детских книжек Белинский. А поскольку дядя Степа уже завоевал прочные симпатии читателей, можно с уверенностью сказать, что даже и такое, вскользь оброненное, скучное’наставление:

Чистить зубы дядя Степа Никогда не забывал,-

в стихах Михалкова не покажется ни скучным, ни навязчивым и твоим младшим братишкой будет принято даже с восторгом, если он действительно собрался во всем подражать дяде Степе.

И давайте отметим с вами еще одну характерную черту портрета, нарисованного Сергеем Михалковым. Дядя Степа не раз дает повод для шутки, для насмешки. Над ним можно весело подтрунивать - это ничуть не возбраняется,- ну хотя бы в ту минуту, когда « сидит.в седле, ноги тащит по земле», или когда дядя Степа, разыскав наконец одежду небывалой ширины, с грехом пополам натягивает ее на себя. А портновская работа все равно тотчас разлезается по швам. Но разве эти и другие смешные истории помешают нам искренне восхищаться отвагой дяди Степы, его смелыми поступками, его находчивостью?

Очень верно говорил в свое время Лев Кассиль, что смешное и героическое в книжке Михалкова все время меняются местами. Такая уж особенность у «Дяди Степы» - тут одно другому не помеха. То, что в предыдущих строфах было смешным, в последующих превращается в почетные признаки силы. Завидев над забором голову Степана, собаки начинали неистово лаять, думали, что это вор. Но ведь, благодаря своему росту, дядя Степа в реке доходил до самого глубокого места, чтобы спасти тонущего мальчика Васю Бородина. И люди на берегу единодушно чествовали дядю Степу за такой его поступок. Этому принципу совмещения серьезного пополам с шуткой Михалков сохраняет верность на протяжении всей поэмы. Когда в переулке вспыхивает пожар и люди видят, что в горящем доме бьются на чердаке голуби,

  • Дядя Степа с тротуара
  • Достает до чердака,
  • Сквозь огонь и дым пожара
  • Тянется его рука.

Сам по себе такой эпизод мог бы, пожалуй, показаться даже несколько слащавым, если бы чувство юмора вдруг покинуло поэта. Но этого не случилось. Михалков и сам не собирается умиляться и оберегает от умиленности своего читателя. Дядя Степа

  • …Окошко открывает,
  • Из окошка вылетают
  • Восемнадцать голубей,
  • А за ними воробей.

Хочешь или не хочешь , а тут уж невольно улыбнешься! О такого рода поэтических находках Михалков однажды говорил, что бывают строчки, появившиеся в идеальном виде - «родились в рубашке». Но, добавлял , они появились потому, что стоящие рядом строчки тысячу раз переделывались. Итак, писатель, искренне любящий своего героя, не побоится включить в свои отношения с ним иронию, юмор. В глазах читателей шутка (отнюдь не заслоняя главного и ни в чем не роняя достоинство человека) только помогает сделать героя еще более живым и более объемным, избавляет от унылой назидательности. Кому же охота дружить с унылыми, неулыбчивыми людьми!

Какие только прозвища не придумывали для дяди Степы люди: «Башня», «Каланча». Но есть среди них нешуточное - серьезное: «Маяк». А такое прозвище надо заслужить и оправдать. Зря его не дадут - за один только рост, например. И Михалков, работая над своей поэмой, заботился о том, чтобы от варианта к варианту дядя Степа все больше, лучше оправдывал почетное сравнение с маяком. В свое время написал для малышей книжечку про маяк.

  • Кличет книжечка моя:
  • Дети, будьте как маяк! Всем,
  • кто ночью плыть не могут,
  • Освещать огнем дорогу.

Книжечка Михалкова обращается к ребятам с тем же кличем: быть как маяк, как друг их дядя Степа, потому что добрый этот великан и впрямь, точно маяк, помогает освещать людям дорогу.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Образ и характеристика произведения «Дядя Степа» . Литературные сочинения!

«Дядя Степа» (1936) – стихотворение Сергея Михалкова, которое является первым из трех произведений о главном персонаже. В трилогию входят «Дядя Степа – милиционер» и «Дядя Степа и Егор».

Главный герой, Стапанов Степан, проживал возле заставы Ильича в доме 28/1. Из-за очень большого роста его прозвали Каланчой. Когда Степа возвращался с работы, его все видели еще издали. Ему приходилось на рынке искать сапоги или ботинки 45-го размера и очень широкие штаны. Но вся одежда, которую он примеряет, расходится на нем по швам. Высокий рост Степе позволял легко заглянуть во двор через любой забор. В столовой он кушал двойную порцию, а перед сном подставлял под ноги табурет. Он, сидя, доставал книги со шкафа. Часто Степу в кинотеатре просили сесть на пол, чтобы он не мешал просмотру. Его часто принимали за спортсмена, поэтому без билета пропускали на стадион. Степан был известным на весь район, потому что нередко приходил на помощь: доставал зацепившихся змеев, которые запускали мальчишки, помогал маленьким ростом увидеть парад. Его все любили и уважали. День Степана начинался рано, он следил за своей гигиеной и не забывал проветривать комнату.

Рост приносит много неудобств великану. Однажды он решил прокатиться верхом и сел на ишака, но ноги волочились по земле. Тогда люди посоветовали ему пересесть на верблюда. Но Степан чуть не раздавил животное, и люди предложили ему покататься на слоне. Он решил пригнуть с парашютом, но это вызвало смех среди народа, ведь рост великана был такой же, как вышка. Степану захотелось пострелять в тире, но он еле протиснулся в помещение. А кассир предложил ему целиться с колен, поскольку великан доставал до мишеней рукой. Степан захотел стать неузнаваемым на карнавале, но его поиски подходящей маски вызвали только смех в кассе, ведь его сразу выдавал рост.

Степан часто приходил на помощь людям. На реке произошла беда: в реку упал мальчик Вася Бородин и тонул. Для дяди Степы вода оказалась по колено, он без труда спас ученика. В награду за подвиг ему предлагают любые награды, но Степан отказывается от них. Однажды он остановил паровоз, потому что путь был размыт дождями. Машинист вначале принял его за новый семафор, но позже все выяснилось. А когда горел дом, с чердака не могли выбраться голуби, из-за которых очень расстроились ребята. Степа протянул руку, открыл окно и спас птиц. За такой поступок ему предложили стать пожарным, но он отказался, так как мечтал служить во флоте.

После медицинского осмотра врачи установили у Степана отменное здоровье, но рост мешал ему для службы в танкистах, пехоте, авиации. Но во флот его приняли. Целый год от Степана не было вестей. Однажды он вернулся в родной дом 28/1 и обещал рассказать ребятам много историй о своей службе на линкоре «Марат». С тех пор дядю Степу прозвали Маяком.

«Дядя Степа» - сказка-быль, с самого начала выводящая читателя-ребенка на границу реального и нереального. Герой произведения, вполне реальный гражданин, в то же время поражает воображение ребенка тем, что он «самый главный великан». Благородный, добрый силач-исполин, спасающий тонущего человека, достающий ребятам змея, предотвращающий крушение поезда, поднимающий на параде малышей, что0ы они могли «видеть армию страны», он подлинный друг детей.

Дядя Степа - это воплощение ребячьей мечты о каждодневном подвиге. Добрый, веселый и необыкновенный

Герой пришел в поэзию для детей. У него не просто высокий рост, но главное, высокий дух. В. Маяковский призывал детей вырасти «истыми силачами». Таков и дядя Степа. И если вначале он носит кличку Каланча, то в конце поэмы его уже называют Маяком. Михалков нашел много веселых возможностей, чтобы прежде всего показать непомерный, поистине сказочный рост своего героя в ряде смешных, остроумно придуманных эпизодов. На глазах изумленного читателя герой с каждым эпизодом становится все выше и выше, будто каждое доброе дело дает дяде Степе возможность вырасти и физически и, что самое главное, морально.

И естественно,

Что в финале дядя Степа становится героем-моряком, защитником Родины: автор педагогически мудро показал детям сочетание героизма с высокой человечностью. В этой поэме чувствуется перекличка со многими героями С. Маршака - и с Кузьмой-пожарным, появившимся в литературе для детей на добрый десяток лет раньше, и с «неизвестным героем», о котором была написана баллада на три года позже. Известно, что Маршак помогал начинающему детскому поэту Михалкову как можно лучше выразить замысел этого произведения.

И произошла вещь, несколько необычная для литературного произведения: по многочисленным просьбам ребят поэт написал еще два стихотворных рассказа о своем герое: «Дядя Степа - милиционер» и «Дядя Степа и Егор». Правда, смена профессии и появление сына мало что изменили в характере дяди Степы, мало что нового внесли в его характер, более того, для большинства современных детей особым обаянием обладает «первый» дядя Степа - молодой, волшебно растущий великан. Значительность, актуальность тематики произведений Михалкова связана с острым чувством современности у поэта, с его пониманием гражданского долга перед своим народом.

В поэме «Быль для детей» лирический герой обращается к советской детворе со страстным словом обличения фашизма, рождая в душе ребят гнев против захватчиков. Взволнованно звучит голос поэта, когда он раскрывает перед своими маленькими читателями злодеяния фашистов, их грязные помыслы и преступные дела.

В стихотворении «Десятилетний человек» Михалков рассказал о судьбе мальчугана, чудом спасшегося после зверского истребления всей деревни фашистами.

Героем очерков в стихах нередко становились подростки и дети, которые в трудные годы войны встали к станкам на заводах и работали наравне со взрослыми. Михалков написал стихотворный очерк, посвященный 14-летнему мастеровому - Даниле Кузьмичу Смирнову:

Включайте рубильник! Готово? - Готово! И я за работой увидел Смирнова. … И я, человек выше среднего роста, Себя вдруг почувствовал карликом просто!

После войны Михалков продолжает работать в жанре стихотворного очерка и публицистики. Публицистика в стихах - сложное и тонкое искусство. Она требует прямого и открытого обращения к читателю. Агитационность в ней должна сочетаться с предельной искренностью и задушевностью. Но недаром А. Фадеев еще в самом начале творческого пути Михалкова дал ему меткую характеристику: «Михалков - поэт с очень естественным голосом, что очень важно для поэта, который пишет для детей».

Вот эта естественность тона, органическое понимание ребенка позволили Михалкову написать книги публицистического жанра для детей - «Разговор с сыном», «В музее В. И. Ленина» и другие. Если «Быль для детей» - это хроника событий нашей жизни, начиная с первых дней гитлеровского нашествия и кончая праздником победы и послевоенным строительством, то «Разговор с сыном» по теме своей близок поэме «Быль-небылица» Маршака - и то и другое публицистическое повествование о прошлом и настоящем нашей Родины.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара - старая нянька Марина....
  2. Детская поэтесса Агния Барто известная своими интересными детскими стихами, которые живут у памяти каждого человека еще с раннего детства. Стихотворения...
  3. В рассказе «Цифры» Бунин описывает ссору маленького непоседливого мальчика Жени и его дяди. Рассказ начинается со сцены прощения, когда маленький...
  4. Александр Твардовский вошел в историю русской литературы как поэт фронтовой эпохи, хотя после окончания войны он подарил миру десятки замечательных...

Михалков Сергей Владимирович

М, "Детская литература", 1977 г.

Аудио книга для детей дошкольного возраста Сергея Владимировича Михалкова "Дядя Стёпа", впервые изданной в 1936 году. Герой её - молодой человек по фамилии Степанов и по имени Степан, жил в Москве, у заставы Ильича, работал на Арбате. Из-за своего гигантского роста попадал в смешное положение, но и благодаря именно своему росту Степанов Степан совершал много благородных поступков: снимал ребятам змея с телеграфных проводов; кто ростом мал на параде поднимал; утопающего спас. Жив, здоров и невредим мальчик Вася Бородин; поднял руку как семафор, дабы остановить поезд и предупредить машиниста, "что дождями путь размыт"; спасает с чердака горящего дома 18 голубей и воробья.
У дяди Стёпы - отличное здоровье: "...Дядя Стёпа утром рано Быстро вскакивал с дивана, Окна настежь открывал, Душ холодный принимал. Чистить зубы дядя Стёпа Никогда не забывал... В кабинете - дядя Стёпа На осмотре у врачей... Дядю Стёпу осмотрели, Проводили на весы И сказали: - В этом теле Сердце бьётся, как часы!.. на флоте вы нужны - Послужите для страны!.." Взяли Дядю Стёпу служить во флоте на линкоре "Марат".
Шли годы. Вчерашние мальчишки становились солдатами, уходили на фронт. В 1955 году новое поколение читателей получило новую книгу о дяде Степе - поэму "Дядя Стёпа - милиционер". Её герой - наш дядя Стёпа так же молод, как и 20 лет назад, и так же весело и легко помогает людям.

Аудио стихи Сергея Михалкова "Дядя Стёпа" для детей дошкольного возраста. Можете слушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации. "В доме восемь дробь один / У заставы Ильича / Жил высокий гражданин, / По прозванью "Каланча", / По фамилии Степанов / И по имени Степан, / Из районных великанов / Самый главный великан..." Дядя Стёпа носил...

Произведения Михалкова занимают видное место в советской и российской литературе. Его поэмы, детские стихи, басни, пьесы, сценарии к фильмам и, наконец, слова к трем гимнам заслуженно принесли ему всесоюзную и всероссийскую славу и известность.

Краткая биография

Михалков Сергей Владимирович родился в 1913 году в Москве в семье, происходившей из старинного дворянского рода. Его детство прошло в Мальчик получил прекрасное домашнее образование. Уже в раннем детстве он увлекся литературой, поэзией. В детском возрасте он начал писать стихи. Свое первое стихотворение он написал, когда ему было всего девять лет.

Через некоторое время семья переехала в Ставропольский край. В конце 1920-х годов он начал печататься в местных газетах. Потом он переехал в Москву, где вынужден был какое-то время заниматься физической работой. Однако он никогда не бросал свои занятия поэзией. Молодой поэт прославился на всю страну в 1935 году, когда вышла в свет его поэма «Дядя Степа». Затем последовал выход сборника стихов, который укрепил его славу. В годы войны он работал в это же время написал гимн. После победы он продолжил публикации своих произведений, занимался активной общественной деятельностью, основал журнал «Фитиль». сыграл важную роль в развитии отечественной литературы, драматургии, поэзии. Скончался знаменитый поэт в 2009 году.

Ранние сочинения

Первые стихотворения поэта сразу привлекли внимание. Отец заметил талант сына и как-то показал его стихи поэту А. Безыменскому, который одобрил первые опыты юноши. Одно из первых сочинений автора называется «Дорога», в нем он продемонстрировал мастерство владения рифмой и языком.

Произведения Михалкова отличаются краткостью, лаконичностью и необыкновенной выразительностью во многом благодаря тому, что поэт с детства писал в лучших традициях русской классической литературы. Он вырос на стихотворениях Пушкина и баснях Крылова, на сочинениях Маяковского и Есенина. Неудивительно поэтому, что уже первые литературные опыты его были весьма удачны. С 1933 года его произведения регулярно печатались в ведущих отечественных журналах. Одно из наиболее известных произведений данного периода - стихотворение «Светлана».

Успех

Произведения Михалкова пользовались большой популярностью и любовью читателей еще до того, как вышла в свет его самая знаменитая детская поэма. Славу детского писателя укрепил успех нового сочинения - стихотворения «Три гражданина», которое он написал во время своего участия в конкурсе на лучшую пионерскую песню.

После этого автор решил попробовать себя в другом жанре и приступил к созданию своего, наверное, самого известного произведения - поэме «Дядя Степа». Образ доброго, простодушного великана, который в любое время готов прийти на помощь, сразу приобрел всесоюзную любовь.

На создание известной тетралогии у поэта ушло несколько десятков лет. После войны в свет вышла поэма «Дядя Степа - милиционер» и еще две другие. В них главный герой, оставаясь по-прежнему тем же добродушным великаном, постепенно делался более лиричным. Особенно трогательной, пожалуй, является часть «Дядя Степа и Егор», в которую поэт ввел образ сына главного героя.

Другие сочинения

Произведения Михалкова стали популярными во многом благодаря своему оптимизму, живому и веселому языку, а также глубокой житейской мудрости. В довоенное время было опубликовано еще одно его знаменитое стихотворение «А у вас?», которое по форме напоминает считалочку, но тем не менее проникнуто серьезным философским смыслом и звучанием.

Еще одной характерной особенностью творчества Михалкова является то, что он часто создавал героев, которые не всегда могли быть образцом для подражания. Наоборот, довольно часто он в образах своих персонажей высмеивал недостатки, которые присущи детям: лень, изнеженность, грубость, хвастовство. Многие его фразы оказались настолько меткими и остроумными, что превратились в поговорку. Его рифма чрезвычайна проста и запоминается буквально с первого раза (например, его знаменитая «Песенка друзей», которая известна, наверное, каждому ребенку).

Произведения военных лет

В годы войны поэт работал корреспондентом, он побывал на многих передовых, получил ряд высоких наград за храбрость. Его военная лирика, как и произведения Твардовского, отличается простотой и легким языком, напоминает народные песни, что сразу сделало ее популярной. К числу произведений этого периода относятся, например, стихотворения «Боец лежит за хатами…», «Письмо домой» и другие. Примечательно, что именно этому поэту принадлежит эпитафия на

Басни, пьесы, сценарии

В середине 1940-х годов Михалков по совету писателя Толстого решил попробовать себя в новом жанре - в сочинении басен (он с детства любил Крылова). Его первые произведения в данном жанре имели большой успех. Всего он написал около двухсот басен, которые вошли в золотой фонд отечественной литературы. Поэт также выступил автором сценария некоторых известных советских фильмов, один из наиболее значимых - комедия «Три плюс два», снятая по мотивам его пьесы.

Особенностью творчества поэта является то, что он в максимально доступной форме умел выражать очень серьезные и глубокие мысли, при этом развлекая и поучая. Таково, например, его стихотворение «Сашина каша».

Книги Михалкова до сих пор огромными тиражами расходятся в нашей стране.