Названия самых известных балетов. Лучшие балеты мира: гениальная музыка, гениальная хореография…. Русский балет: Большой и Мариинский Театры

Онегин

Основная сцена

Грандиозный балет Онегин в хореографии легендарного Джона Крэнко можно увидеть на сцене Большого театра. Сюжет бессмертной пушкинской поэмы, воплощенный в танце, на протяжении пяти десятилетий вызывает восторг зрителей во всем мире. Сегодня у вас есть уникальная возможность увидеть эту постановку на московской сцене.

Иван Грозный

Историческая сцена

Первый царь всея Руси, Иван Грозный, правил 50 лет. Именно образ самодержца является ключевой фигурой балета на музыку Сергея Прокофьева. Эпоха, в которую он правил государством, очень точно отражена в этом спектакле. БАЛЕТ В ДВУХ ДЕЙСТВИЯХ

Зимняя сказка

Историческая сцена

Зимняя сказка - признанный шедевр современного балетного искусства, созданный композитором Джоби Тэлботом и знаменитым хореографом Кристофером Уилдоном по поздней пьесе Уильяма Шекспира. Не пропустите уникальную возможность увидеть этот замечательный спектакль на сцене Большого театра.

Премьера

Герой нашего времени

Основная сцена

Совсем скоро вы увидите «Герой нашего времени» в большом театре. Спектакль будет поистине незабываемым и трогательным. Ценители искусства и классических произведений смогут по достоинству оценить увиденное, если приобретут билеты на «Герой нашего времени». Пьеса Михаила Лермонтова впервые была издана в Санкт-Петербурге в двух книгах, и было это в 1840 году. Лермонтов всегда писал интересные романы, на которое можно поставить не только замечательные поучительные и исторические спектакли, но и возможность снять документальный фильм или показать в кино свою написанную историю.

Раймонда

Историческая сцена

Раймонда относится к числу наиболее популярных балетных спектаклей. Балет неоднократно ставился на сцене Большого театра, каждый раз вызывая огромный интерес у столичной публики. Сегодня вы можете увидеть «Раймонду» в замечательной постановке выдающегося отечественного балетмейстера Юрия Григоровича.

Дон Кихот

Историческая сцена

Билеты на балет Дон Кихот перенесут в мир испанского антуража на исторической сцене Большого театра. Зрители увидят балет Людвига Минкуса на либретто Мариуса Петипа по мотивам одноименного романа Мигеля де Сервантеса.

Нуреев

Историческая сцена

Премьера балета «Нуреев» стала самым громким театральным событием 2017 года. Эта грандиозная постановка режиссера Кирилла Серебренникова и хореографа Юрия Посохова завораживает танцевальными номерами, большим количеством участников, масштабными декорациями и великолепными костюмами. Не пропустите один из самых ярких спектаклей московского репертуара!

Звездный состав

  • Дива - Светлана Захарова

Премьера

Сильфида

Основная сцена

Старинный балет Сильфида входит в число величайших произведений мирового балетного искусства. Московские зрители имеют уникальную возможность увидеть это представление на сцене Большого театра в оригинальной хореографии Августа Бурнонвиля, которую воплотил на сцене премьер Датского Королевского балета и Королевского театра Ковент-Гарден Йохан Кобборг.

Светлый ручей

Основная сцена

Постановка балета «Светлый ручей» стала неожиданностью для столичных зрителей. Произведение, написанное в середине 30-х годов и посвященное социалистическим будням, многие десятилетия находилось в полном забвении. Но коллектив Большого театра подарил балету новую жизнь и создал неординарный спектакль, украшенный прекрасной музыкой и высоким исполнительским искусством ведущих солистов балетной труппы.

Укрощение строптивой

Основная сцена

Любая постановка Жана-Кристофа Майо становится ярким событием и вызывает интерес у поклонников балетного искусства. У москвичей есть уникальная возможность увидеть спектакль Укрощение строптивой, который прославленный хореограф поставил в 2014 году вместе с труппой Большого театра.

Мастер и Маргарита

Основная сцена

Афиша Большого театра пополнилась спектаклем Мастер и Маргарита, что привлечет в театр новую волну зрителей. Спектакль создан с максимальным сохранением сюжета и атмосферы главного произведения Булгакова, в которое он вложил итог всего своего творчества и здоровье, дописывая роман буквально из последних сил.

Премьера

Прошедшие

Щелкунчик

Историческая сцена

Премьера «Щелкунчика» состоялась 12 марта 1966 года. Композитор Пётр Чайковский. Либретто Юрия Григоровича. по сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Используются мотивы Мариуса Пептипа. БАЛЕТ В ДВУХ ДЕЙСТВИЯХ

Лебединое Озеро

Историческая сцена

Битва светлого и темного начал не раз заставит сердце трепетать в надежде на счастье и разбиваться об острые камни разочарования в ритме волн таинственного горного озера. В балете использованы фрагменты хореографии Мариуса Петипа, Льва Иванова и Александра Горского.

Марко Спада

Историческая сцена

Легендарный балет Марко Спада наконец-то будет поставлен в Большом театре, и этого события ждали давно. Поклонники балета в последнее время достаточно живо активизировались, так как это явление из ряда вон выходящее.

Дама с камелиями

Историческая сцена

Легендарная балетная постановка Джона Ноймайера на сцене Большого театра – это завораживающая музыка Фредерика Шопена, прекрасные декорации и трагическая история любви, рассказанная языком танца. Не пропустите этот шедевр современного балетного искусства!

Спартак

Историческая сцена

Легендарный балет Спартак Арама Хачатуряна в постановке выдающегося отечественного хореографа Юрия Григоровича уже пять десятилетий остается в репертуаре Большого театра. Эта яркая, динамичная постановка по праву считается одним из шедевров мирового балетного искусства.

Дон Кихот

Историческая сцена

Столичные театралы могут увидеть на сцене Большого театра легендарный спектакль Дон Кихот, входящий в число наиболее популярных балетных постановок. Успех этого балета заложен в прекрасной музыке Людвига Минкуса, отточенной сценографии и завораживающих танцевальных номерах в исполнении ведущих солистов балетной труппы Большого театра.

Жизель

Историческая сцена

Жизель – одна из жемчужин мирового балетного искусства. На сцене Большого театра этот спектакль выдержал сотни представлений. Сегодня столичные зрители могут увидеть легендарный балет в хореографии выдающегося отечественного балетмейстера Юрия Григоровича.

Карамазовы. Балет Бориса Эйфмана

Основная сцена

Легендарный театр Бориса Эйфмана покажет на сцене Большого театра спектакль «Карамазовы». Эта постановка является одни из самых ярких произведений в репертуаре авангардного театра, с успехом гастролирующего по всему миру.

Мойдодыр

Основная сцена

Балет-фантазия «Мойдодыр» победил в Первом конкурсе на создание оперы и балета большой формы. Председатель жюри конкурса, Андрей Эшпай, отметил, что в последнее время появляется много интересных произведений современных авторов, и, безусловно, одним из самых ярких является балет «Мойдодыр» Ефрема Подгайца. БАЛЕТ-ФАНТАЗИЯ В ДВУХ КАРТИНАХ

Бенефис Николая Цискаридзе

Основная сцена

Бенефис Николая Цискаридзе – это яркое представление, в которое вошли лучшие хореографические номера из богатого репертуара знаменитого российского танцовщика, прославившегося выступлениями на сцене лучшим музыкальных театров и имеющего целую армию преданных поклонников.

Болт

Основная сцена

Большой театр обратился к «индустриальному» балету Дмитрия Шостаковича, который был создан в начале 30-х годов и снят со сцены сразу же после премьеры. Знаменитый хореограф Алексей Ратманский создал новую редакцию и поставил спектакль, отличающийся оригинальной сценографией и талантливыми хореографическими номерами.

Чиполлино

Основная сцена

Чиполлино по праву считается одним из лучших современных балетов, созданных для детей. Спектакль на сцене Большого театра подарит прекрасную музыку Карэна Хачатуряна, красочные костюмы и декорации, созданные замечательным художником Валерием Левенталем и сказочную историю, рассказанную ведущими солистами оперной труппы.

Парижское веселье

Основная сцена

Парижское веселье - это яркое балетное попурри на музыку Жака Оффенбаха, в постановке выдающегося хореографа современности Мориса Бежара. Впервые Большой театр обращается к творчеству легенды современного балета и представляет одну из его самых жизнерадостных постановок.

Баядерка

Историческая сцена

Поклонники балетного искусства имеют уникальную возможность увидеть постановку выдающегося отечественного балетмейстера Юрия Григоровича, воссоздавшего на сцене Большого театра авторскую версию знаменитого балета Мариуса Петипа.

Легенда о любви

Историческая сцена

Балет, с триумфом шедший несколько десятилетий на советской сцене, вернулся в репертуар Большого театра. Спектакль Легенда о любви в постановке выдающегося хореографа Юрия Григоровича – это феерические танцевальные номера, яркая сценография и волшебное очарование древней персидской легенды.

Дочь фараона

Историческая сцена

«Дочь фараона» – это необычный балет на египетскую тему, в котором принимают участие лучшиебалерины Большого театра. Балетбыл поставлен Мариусом Петипом и возрожден в 2000 годуфранцузским режиссером Пьером Лакоттом. БАЛЕТ В ТРЕХ ДЕЙСТВИЯХ

Тщетная предосторожность

Основная сцена

Балет Тщетная предосторожность в Большом театре – это замечательный подарок для истинных поклонников балетного искусства, которые увидят блестящую постановку Юрия Григоровича. Главные партии в этой запоминающейся и талантливой постановке исполняют яркие звезды отечественной балетной сцены.

Корсар

Историческая сцена

Старинный балет Корсар вернулся на сцену Большого театра. Сегодня этот спектакль можно увидеть в том виде, как его задумали в середине XIX века французский композитор Адольф Адан и хореограф Мариус Петипа. Эта уникальная постановка является одним из наиболее ярких спектаклей на столичной сцене.

Пламя Парижа

Основная сцена

Хореограф Алексей Ратманский вернул на сцену балет Пламя Парижа, с успехом шедший в отечественных музыкальных театрах в 30-50-х годах XX века. Новая версия этого спектакля получила одобрение публики и уже больше десяти лет «Пламя Парижа» украшает репертуар Большого театра.

Сон в летнюю ночь

Историческая сцена

Балет Сон в летнюю ночь в хореографии Джорджа Баланчина – это удивительно красивое представление, украшенное чудесной музыкой Феликса Мендельсона, выразительной сценографией, замечательными хореографическими номерами и талантливым исполнением ведущих солистов балетной труппы Большого театра.

Коппелия

Основная сцена

Классический балет «Коппелия» поставлен на сцене Большого театра в оригинальной хореографии выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа. Этот спектакль стал ярким событием в культурной жизни столицы и сегодня он является одним из наиболее популярных в репертуаре Большого театра.

Утраченные Иллюзии

Основная сцена

Балет Утраченные иллюзии в постановке Алексея Ратманского – это яркий и захватывающий спектакль, в создании которого принимали участие знаменитый художник Жером Каплан и режиссер Комеди Франсез Гийом Гальен. Главные партии в спектакле исполняют ведущие солисты балетной труппы Большого театра.

Ромео и Джульетта

Историческая сцена

Легендарная пьеса Уильяма Шекпира стала прекрасным балетным спектаклем благодаря гению Сергея Прокофьева. На сцене Большого театра можно увидеть этот замечательный балет Ромео и Джульетта в постановке выдающегося балетмейстера Юрия Григоровича.

Симфония до мажор.

Основная сцена

Главная тема этого бессюжетного балета - взаимодействие танца и музыки, переплетение хореографических композиций, виртуозное мастерство солистов. Два ансамбля танцовщиц начинают это представление, в конце которого на сцене находится 48 танцовщиков, исполняющих выразительный финальный танец.

Историческая сцена

Один из лучших европейских балетов в очередной раз гастролирует в России, и без каких-либо сомнений произведет очередной фурор. Этот балет установил совершенно новую планку качества, и можно гордиться тем, что в его составе некоторые выходцы из нашей страны.

Ромео и Джульетта

Основная сцена

Балет Сергея Прокофьева, созданный по знаменитой пьесе Уильяма Шекспира, возвращается на сцену Большого театра. Свою версию этого замечательного произведения предложил талантливый балетмейстер Алексей Ратманский, известный своими яркими постановками.

Шопениана, Дивертисмент

Основная сцена

Шопениана Михаила Фокина стала первым спектаклем в жанре бессюжетного балетного произведения. Этот балет вошел в историю современного балетного искусства и ознаменовал новую стилистику, в которой были пересмотрены взаимоотношения музыки и танца.

Весна священная, Квартира

Основная сцена

Весна священная – легендарный балет Игоря Стравинского, не сразу принятый публикой, но со временем ставший одним из символов современного балета. Выдающиеся хореографы в разное время обращались к этому произведению. На сцене Большого театра Весна священная предстанет в исполнении ярких звезд отечественного балета.

Чем день обязан ночи

Основная сцена

В спектакле Эрве Куби неожиданным образом классическая хореография переплетается с такими современными стилями, как хип-хоп и капоэйра. Благодаря отважному труду и смекалке, номера коллектива действительно стали легендарными.

Гамлет

Основная сцена

Балет Гамлет стал неожиданным и ярким событием в культурной жизни столицы. Впервые герои бессмертной шекспировской трагедии танцуют на сцене и разыгрывают знаменитый сюжет, исполняя сложные танцевальные композиции и талантливые пластические миниатюры.

Реквием. Балет Бориса Эйфмана

Основная сцена

«Реквием» Джузеппе Верди отличается разнообразием музыкальных тем, нетрадиционным подходом к построению мессы и яркими, эмоциональными фрагментами. В Большом театре это знаменитое произведение будет исполнено ведущими солистами оперной труппы и оркестром под управлением Тугана Сохиева.

Концерт солистов балета

Основная сцена

Билеты на концерт солистов балета Большого театра позволят увидеть звёзд труппы на легендарной сцене. Вообще балет в Москве начался в 1780 году на углу улицы Петровка, где была первая профессиональная труппа и первая постановка Волшебная лавка.

Одноактные балеты

Основная сцена

Что может быть лучше чем Одноактные балеты в Большом театре? Пожалуй - ничего. Ведь это самый удобный и интересный способ для балетмейстеров поэкспериментировать с хореографией и музыкой. И конечно же, подарить зрителю прекрасные моменты танца. Вы станете свидетелем самых неожиданных хореографических решений и ярких контрастов, если купите билеты на Одноактные балеты. Балет никогда не выходит из моды и будет интересен зрителям любого возраста.

Балет Бориса Эйфмана Up & Down (Ночь нежна)

Историческая сцена

Спектаклем «Up & Down» в Большом, билеты на который Вы можете приобрести на нашем сайте прямо сейчас, осенью откроются столичные гастроли знаменитого Санкт-Петербургского государственного академического театра балета. Его бессменный руководитель Борис Эйфман наконец-то представит в Москве свою новую постановку, премьера которой состоялась в конце января на сцене Александринского театра и уже вызвала множество восторженных откликов.

Милонга

Основная сцена

Милонга – необычное представление на сцене Большого театра. В этом ярком и запоминающемся спектакле страстное аргентинское танго слилось с современным балетным искусством, чтобы превратиться в феерический спектакль, поставленный Сиди Ларби Шеркауи – одним из лидеров современной балетной сцены.

Сейчас

Основная сцена

Французский национальный театр Шайо привез в Россию балет Сейчас/Now. Постановка идет на сцене Большого театра в рамках международного фестиваля современного танца DanceInversion. Премьера пьесы в 2014 году стала ярчайшим событием в мире современного танца. Гипнотический спектакль с обилием прекрасных танцев, поэтических текстов, эффектных видео инсталляций поставила знаменитая танцовщица и хореограф Каролин Карлсон.

Ансамбль танца Дэйтон Данс Компани

Основная сцена

Профессионалы высочайшего уровня продемонстрируют мастерство раскрытия чувств в танце. «Отринь свои страхи» - хореографическая миниатюра о преодолении сковывающих нас ограничивающих убеждений, навязанных обществом. «Радуга за спиной» - пронзительная история о каторжниках Южной Америки

Ундина

Основная сцена

Билеты на балет Ундина позволят погрузить в мифологию европейских народов, где миф о прекрасных ундинах является очень трогательным и загадочным. Эту постановку осуществил режиссер со своим собственным взглядом - Вячеслав Самодуров.

Как ни крути, а нельзя обойти вниманием знаменитый шедевр русского композитора в четырёх актах, благодаря которому немецкая легенда о прекрасной девушке-лебеде увековечена в глазах ценителей искусства. По сюжету принц, влюбленный в королеву лебедей, предает её, но даже осознание ошибки не спасает ни его, ни его возлюбленную от разбушевавшейся стихии.

Образ главной героини – Одетты – как бы дополняет галерею женских символов, созданных композитором за свою жизнь. Примечательно, что автор балетного сюжета до сих пор остается неизвестным, и ни на одной афише никогда не значились имена либреттистов. Впервые балет был представлен еще в 1877 году на сцене Большого театра, однако первый вариант был признан неудачным. Самая знаменитая постановка – Петипа-Иванова, которая и стала эталоном для всех последующих представлений.

Лучшие балеты мира: «Щелкунчик» Чайковского

Популярный накануне Нового года балет для детей «Щелкунчик» впервые был представлен публике в 1892 г. на сцене известного Мариинского театра. В основе его сюжета лежит сказка Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Борьба поколений, противоборство добра и зла, скрывающаяся за маской мудрость – глубокий философский смысл сказки облечен в яркие музыкальные образы, понятные самым юным зрителям.

Действие разворачивается зимой, в канун Рождества, когда все желания могут осуществиться – и это придаёт дополнительный шарм волшебной истории. В этой сказке возможно всё: заветные желания станут явью, маски лицемерия спадут, а несправедливость будет обязательно побеждена.

************************************************************************

Лучшие балеты мира: «Жизель» Адана

«Любовь, которая сильнее смерти» – пожалуй, самое точное описание знаменитого балета в четырех действиях «Жизель». История погибающей от горячей любви девушки, отдавшей своё сердце обрученному с другой невестой знатному юноше, так ярко передается в грациозных па стройных вилис – невест, умерших до свадьбы.

Балет имел грандиозный успех уже с первой постановки в 1841 году, и в течение 18 лет на сцене Парижской Оперы было дано 150 театральный представлений произведения знаменитого французского композитора. Эта истории настолько покорила сердца ценителей искусства, что в честь главной героини истории был даже назван открытый в конце XIX века астероид. А сегодня уже наши современники позаботились о сохранении одной из величайших жемчужин классического произведения в киноверсиях классической постановки.

************************************************************************

Лучшие балеты мира: «Дон Кихот» Минкуса

Эпоха великих рыцарей давно прошла, но это вовсе не мешает современным юным барышням мечтать о встрече с Дон Кихотом XXI века. В балете точно передаются все детали фольклора жителей Испании; и многие мастера пытались поставить сюжет о благородном рыцарстве в современной интерпретации, но именно классическая постановка уже сто тридцать лет украшает русскую сцену.

Балетмейстер Мариус Петип смог умело воплотить в танце весь колорит испанской культуры благодаря использованию элементов национальных танцев, а некоторые жесты и позы напрямую указывают на то место, где разворачивается сюжет. История не утратила своей значимости и сегодня: и Дон Кихот и в XXI веке умело вдохновляет горячих сердцем молодых людей, способных на отчаянные поступки во имя добра и справедливости.

************************************************************************

Лучшие балеты мира: «Ромео и Джульетта» Прокофьева

Бессмертная история двух любящих сердец, соединившихся только после смерти навсегда, воплощается на сцене благодаря музыке Прокофьева. Постановка состоялась незадолго до Второй мировой войны, и надо отдать должное преданным своему делу мастерам, которые устояли против имевших обыкновение в то время порядков, царивших и в творческой сфере сталинской страны: композитор сохранил традиционное трагическое окончание сюжета.

После первого грандиозного успеха, удостоившего спектакль Сталинской премии, было много версий, но буквально в 2008 году состоялась традиционная постановка 1935 года в Нью-Йорке с неизвестным до этого момента публике счастливым окончанием знаменитой истории.

************************************************************************

Приятного просмотра!

Балет — это вид сценического искусства; это эмоция, воплощенная в музыкально-хореографических образах.


Балет - высшая ступень хореографии, в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления, возник как придворно-аристократическое искусство гораздо позже танца, в XV-XVI веке.

Термин «балет» появился в ренессансной Италии в XVI веке и обозначал не спектакль, а танцевальный эпизод. Балет - это искусство, в котором танец, главное выразительное средство балета, тесно связан с музыкой, с драматургической основой - либретто, со сценографией, с работой костюмера, художника-осветителя и т.д.

Балет многообразен: сюжетный - классический повествовательный многоактный балет, драматический балет; бессюжетный - балет-симфония, балет-настроение, миниатюра.

Мировые сцены видели множество балетных постановок по мотивам шедевров литературы на музыку гениальных композиторов. Именно поэтому британский интернет-ресурс Listversе решил составить свой рейтинг лучших балетных постановок в истории.

"Лебединое озеро"
Композитор: Петр Чайковский


Первая, московская постановка «Лебединого озера» успеха не возымела — его славная история началась почти двадцать лет спустя в Санкт-Петербурге. Но именно Большой театр способствовал тому, что мир был одарен этим шедевром. Свой первый балет Петр Ильич Чайковский написал по заказу Большого театра.
Счастливую сценическую жизнь дали «Лебединому озеру» прославленный Мариус Петипа и его помощник Лев Иванов, вошедший в историю прежде всего благодаря постановке эталонных «лебединых» сцен.

Версия Петипа — Иванова стала классической. Она лежит в основе большинства последующих постановок «Лебединого Озера», кроме крайне модернистских.

Прообразом для лебединого озера стало озеро в Лебедевой экономии Давыдовых (ныне — Черкасская область, Украина), которую Чайковский посетил незадолго до написания балета. Отдыхая там, автор провел не один день на его берегу, наблюдая за белоснежными птицами.
В основу сюжета положены многие фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятием злого колдуна — рыцаря Ротбарта.

"Ромео и Джульетта"

«Ромео и Джульетта» Прокофьева — один из самых популярных балетов двадцатого столетия. Премьера балета состоялась в 1938 г. в Брно (Чехословакия). Широкую известность, однако, получила редакция балета, которая была представлена в Кировском театре в Ленинграде в 1940 г.

«Ромео и Джульетта» — балет в 3 актах 13 картинах с прологом и эпилогом по одноимённой трагедии Уильяма Шекспира. Этот балет — шедевр мирового искусства, воплощенный через музыку и удивительную хореографию. Сама постановка настолько впечатляет, что ее стоит посмотреть хотя бы один раз в жизни.

"Жизель"
Композитор: Адольф Адан

«Жизель» — «фантастический балет» в двух актах французского композитора Адольфа Адана на либретто Анри де Сен-Жоржа, Теофиля Готье и Жана Коралли по легенде, пересказанной Генрихом Гейне. В своей книге «О Германии» Гейне пишет о вилисах — погибших от несчастной любви девушках, которые, превратившись в волшебных существ, до смерти затанцовывают встречающихся им ночами молодых людей, мстя им за свою погубленную жизнь.

Премьера балета состоялась 28 июня 1841 в Гранд-Опера, в хореографии Ж.Коралли и Ж.Перро. Постановка имела огромный успех, были хорошие отзывы в прессе. Литератор Жюль Жанен писал: «Чего только нет в этом произведении. И выдумка, и поэзия, и музыка, и композиция новых па, и прекрасные танцовщицы, и гармония, полная жизни, грации, энергии. Вот что называется балетом».

"Щелкунчик"
Композитор: Петр Чайковский

История сценических постановок балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», литературной основой которого стала сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», знает множество авторских редакций. Премьера балета состоялась в Мариинском театре 6 декабря 1892 года.
Премьера балета имела большой успех. Балет «Щелкунчик» продолжает и завершает серию ставших классикой балетов П. И. Чайковского, в которых звучит тема борьбы добра и зла, начатая в «Лебедином озере» и продолженная в «Спящей красавице».

Рождественская сказка о благородном и прекрасном заколдованном принце, превращенном в куклу Щелкунчик, о доброй и самоотверженной девочке и их противнике злом Мышином короле, всегда была любима взрослыми и детьми. Несмотря на сказочный сюжет, это произведение настоящего балетного мастерства с элементами мистики и философии.

"Баядерка"
Композитор: Людвиг Минкус

«Баядерка» — балет в четырёх действиях и семи картинах с апофеозом балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Людвига Федоровича Минкуса.
Литературным источником балета «Баядерка» является драма индийского классика Калидасы «Шакунтала» и баллада В. Гёте «Бог и баядерка». В основе сюжета — романтичная восточная легенда о несчастной любви баядерки и храброго воина. «Баядерка» — образцовое произведение одного из стилистических направлений ХIХ века — эклектизма. В «Баядерке» есть и мистика, и символика: ощущение, что с первой сцены над героями занесен «меч, карающий с небес».

"Весна священная"
Композитор: Игорь Стравинский

«Весна священная» — балет русского композитора Игоря Стравинского, премьера которого состоялась 29 мая 1913 года в театре Елисейских Полей в Париже.

В основу замысла «Весны священной» лёг сон Стравинского, в котором он увидел древний ритуал — молодая девушка в окружении старцев танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну, и погибает. Работал над музыкой Стравинский одновременно с Рерихом, который писал эскизы к декорациям и костюмам.

Сюжет как таковой в балете отсутствует. Содержание «Весны священной» композитор излагает следующим образом: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного»

"Спящая красавица"
Композитор: Петр Чайковский

Балет «Спящая красавица» П.И.Чайковского — Мариуса Петипа называют «энциклопедией классического танца». Тщательно выстроенный балет поражает великолепием разнообразных хореографических красок. Но как всегда, в центре всякого спектакля Петипа — балерина. В первом акте Аврора — юная девушка, светло и наивно воспринимающая окружающий мир, во втором — она манящий призрак, вызванный из многолетнего сна феей Сирени, в финале — счастливая принцесса, нашедшая своего суженого.

Изобретательный гений Петипа ослепляет зрителей причудливым узором разноплановых танцев, вершина которых — торжественное па-де-де влюбленных, принцессы Авроры и принца Дезире. Благодаря музыке П.И.Чайковского детская сказка стала поэмой о борьбе добра (фея Сирени) и зла (фея Карабос). «Спящая красавица» — подлинная музыкально-хореографическая симфония, в которой музыка и танец слиты воедино.

"Дон Кихот"
Композитор: Людвиг Минкус

«Дон Кихот» — одно из наиболее жизнеутверждающих, ярких и праздничных произведений балетного театра. Интересно, что, несмотря на своё название, этот блестящий балет — отнюдь не инсценировка знаменитого романа Мигеля де Сервантеса, а самостоятельное хореографическое произведение Мариуса Петипа по мотивам «Дон Кихота».

В романе Сервантеса образ печального рыцаря Дон Кихота, готового на любые подвиги и благородные поступки, является основой сюжета. В балете Петипа на музыку Людвига Минкуса, премьера которого состоялась в 1869 году в московском Большом театре, Дон Кихот является второстепенным персонажем, а сюжет сосредотачивается на любовной истории Китри и Базиля.

"Золушка"
Композитор: Сергей Прокофьев

"Золушка" — балет в трёх актах Сергея Прокофьева по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро.
Музыка к балету написана в период с 1940 по 1944 год. Впервые «Золушка» на музыку Прокофьева была поставлена 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра. Её постановщиком был Ростислав Захаров.
Вот как писал Прокофьев о балете Золушка: "Золушку я создавал в лучших традициях классического балета,» - что заставляет зрителя сопереживать и не оставаться равнодушными к радостям и бедам Принца и Золушки.


Балет называют неотъемлемой частью искусства нашей страны. Русский балет считается самым авторитетным в мире, эталоном. В этом обзоре собраны истории успеха пяти великих российских балерин, на которых равняются до сих пор.

Анна Павлова



Выдающаяся балерина Анна Павлова родилась в семье, далекой от искусства. Желание танцевать появилось у нее в 8-летнем возрасте после того, как девочка увидела балетную постановку «Спящая красавица». В 10 лет Анну Павлову приняли в Императорское театральное училище, а после его окончания – в труппу Мариинского театра.

Что любопытно, начинающую балерину не поставили в кордебалет, а сразу же стали давать ей ответственные роли в постановках. Анна Павлова танцевала под руководством нескольких балетмейстеров, но самый удачный и плодотворный тандем, оказавший основополагающее влияние на ее манеру исполнения, получился с Михаилом Фокиным.



Анна Павлова поддерживала смелые идеи балетмейстера и с готовностью соглашалась на эксперименты. Миниатюра «Умирающий лебедь», которая впоследствии стала визитной карточкой русского балета, была практически экспромтом. В этой постановке Фокин дал балерине больше свободы, позволил самостоятельно прочувствовать настроение «Лебедя», импровизировать. В одной из первый рецензий критик восхищался увиденным: «Если можно балерине на сцене подражать движениям благороднейшей из птиц, то это достигнуто: ».

Галина Уланова



Судьба Галины Улановой была предопределена с самого начала. Мать девочки работала балетным педагогом, поэтому Галине, даже если бы очень и хотелось, то не удалось миновать балетный станок. Годы изнурительных тренировок привели к тому, что Галина Уланова стала самой титулованной артисткой Советского Союза.

После окончания хореографического техникума в 1928 году Уланову приняли в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета. С самых первых постановок молодая балерина привлекла внимание зрителей и критиков. Уже через год Улановой доверили исполнять ведущую партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Одной из триумфальных ролей балерины считается Жизель. Исполняя сцену сумасшествия героини, Галина Уланова делала это настолько проникновенно и самозабвенно, что в зале не могли сдержать слез даже мужчины.



Галина Уланова достигла . Ей подражали, педагоги ведущих балетных школ мира требовали от учеников делать па «как Уланова». Прославленная балерина – единственная в мире, кому поставили памятники при жизни.

Галина Уланова танцевала на сцене вплоть до 50 лет. Она всегда была строга и требовательна к себе. Даже в преклонном возрасте балерина каждое утро начинала с занятий и весила 49 кг.

Ольга Лепешинская



За страстный темперамент, искрометную технику и точность движений Ольгу Лепешинскую прозвали «Попрыгуньей-стрекозой». Балерина родилась в семье инженеров. С раннего детства девочка буквально бредила танцами, поэтому родителям ничего не оставалось, как отдать ее в балетную школу при Большом театре.

Ольга Лепешинская легко справлялась как с классикой балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица»), так и с современными постановками («Красный мак», «Пламя Парижа».) В годы Великой Отечественной войны Лепешинская бесстрашно выступала на фронте, поднимая боевой дух солдат.

Title="Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru." border="0" vspace="5">


Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru.


Несмотря на то, что балерина являлась любимицей Сталина и имела множество наград, она была очень требовательна к себе. Будучи уже в преклонном возрасте, Ольга Лепешинская говорила, что ее хореографию нельзя было назвать выдающейся, но «природная техника и огненный темперамент» делали ее неподражаемой.

Майя Плисецкая



Майя Плисецкая – еще одна выдающаяся балерина, имя которой золотыми буквами вписано в историю русского балета. Когда будущей артистке было 12 лет, ее удочерила тетя Суламифь Мессерер. Отца Плисецкой расстреляли, а мать с маленьким братом выслали в Казахстан в лагерь для жен изменников Родины.

Тетя Плисецкой была балериной Большого театра, поэтому Майя тоже стала посещать занятия по хореографии. Девочка достигла больших успехов на этом поприще и после окончания училища была принята в труппу Большого театра.



Врожденный артистизм, выразительная пластика, феноменальные прыжки Плисецкой сделали ее примой-балериной. Майя Плисецкая исполнила ведущие партии во всей классических постановках. Особенно ей удавались трагические образы. Также балерина не боялась экспериментов в современной хореографии.

После того, как в 1990 году балерину уволили из Большого театра, она не отчаялась и продолжила давать сольные выступления. Энергия, бьющая через край, и позволили Плисецкой дебютировать в постановке «Аве Майя» в день своего 70-летия.

Людмила Семеняка



Прекрасная балерина Людмила Семеняка выступила на сцене Мариинского театра, когда ей исполнилось всего 12 лет. Талантливое дарование не могло остаться незамеченным, поэтому спустя некоторое время Людмила Семеняка была приглашена в Большой театр. Значительное влияние на творчество балерины оказала Галина Уланова, ставшая ее наставницей.

Семеняка настолько естественно и непринужденно справлялась с любой партией, что со стороны казалось, будто она не прикладывает никаких усилий, а просто наслаждается танцем. В 1976 году Людмила Ивановна была удостоена премии имени Анны Павловой от Парижской академии танца.



В конце 1990-х годов Людмила Семеняка сообщила о завершении карьеры балерины, но продолжила свою деятельность в качестве педагога. С 2002 года Людмила Ивановна – педагог-репетитор в Большом театре.

Вот только осваивал он мастерство балета в России, а большую часть жизни выступал в США.

5 выбрали

Два дня назад этот прекрасный вид искусства отметил своеобразный день рождения. Считается, что балет отсчитывает свою историю с 15 октября 1581 года – тогда во Франции при дворе Екатерины Медичи была показана первая полностью танцевальная постановка – Комедийный балет королевы. С тех пор, конечно, классический танец очень сильно изменился. Предлагаю сегодня вспомнить самые знаменитые балетные постановки.

Лебединое озеро, Чайковский

Пожалуй, это самый знаменитый балет в мире. Нет такого театра, где бы он не шел, и нет такой балерины, которая не мечтала бы сыграть принцессу-лебедя. А ведь сначала великое произведение Чайковского не оценили. Музыку сочли неподходящей для балета, балерины даже отказывались танцевать в этом сомнительном спектакле. Первая постановка "Лебединого озера" в Большом театре с треском провалилась.

В Санкт-Петербурге поставить этот балет решились лишь спустя 17 лет. Постановка Мариинского театра, которую подготовили Мариус Петипа и Лев Иванов, имела огромный успех и стала классической. До сих пор в "Мариинке" идет именно это "Лебединое озеро". В советское время в Большом театре классическую постановку изменил Юрий Григорович . Кроме всего прочего, он подарил этой истории счастливый конец.

Как только современные хореографы не экспериментируют с этим балетом. В Китае существует акробатическая версия спектакля, в которой "Танец маленьких лебедей" превратили в "Танец маленьких лягушат" – его танцуют мужчины, стоя на руках. А один кубинский театр поставил балет, в котором вес каждой балерины не меньше 100 килограмм.

Ромео и Джульетта, Сергей Прокофьев

"Ромео и Джульетта" – один из самых популярных балетов XX века. Сергей Прокофьев создал музыкальное воплощение для знаменитой трагедии Шекспира в 1935 году. Время было неудачное – в прессе как раз началась кампания против Шостаковича, и в этой атмосфере театры не решались браться за постановку нового балета. Впервые его показали только через три года в чешском городе Брно. Спектакль оказался успешным, и только после этого его решились поставить на родине.

Постановку предложили питерскому балетмейстеру Леониду Лавровскому . Хореограф настолько серьезно взялся за дело, что даже заставил Прокофьева в некоторых местах переписать музыку. Дело того стоило – эта постановка до сих пор считается классической.

Кстати, первая версия балета Прокофьева в отличие от трагедии Шекспира имела счастливый конец, но до постановки она не дошла.

Жизель, Адольф Адан

Это романтическая, сказочная и трагическая история о любви, которая сильнее смерти. Аристократ обманул простую девушку Жизель, которая влюбилась в него. Несчастная умерла от горя. Но после смерти попала в компанию вилис – таких же, как она, девушек, которые погибли по вине мужчин.

Музыку для этого балета более полутора веков назад написал французский композитор Адольф Адан . Премьера спектакля в Париже собрала хвалебные отзывы. Но все же самой популярной стала российская постановка Мариуса Пепипа .

Дон Кихот, Людвиг Минкус

Австрийский композитор Людвиг Минкус написал музыку к этому балету для московского театра, хореографию в первой постановке ставил Мариус Пепипа .

В балете Дон Кихот – не главное действующее лицо. В центре сюжета любовная история. Китри и Базиль любят друг друга, но отец Китри против того, чтобы они были вместе. Благодаря хитрости влюбленные все же получат благословение на свадьбу, а поможет им в этом не кто иной, как странствующий рыцарь Дон Кихот Ламанчский. Этот балет – яркая, веселая и жизнерадостная история.

Впервые зрители увидели "Дон Кихота" в 1869 году. А спустя 30 лет над спектаклем поработал балетмейстер Александр Горский . Он добавил еще два танца на музыку других композиторов. Впоследствии именно версию Горского будут брать за основу в большинстве постановок.

А вам нравится балет? Какие ваши любимые постановки?